«Книга о времени молитвы»


Глава  1.  Глава о сроках молитвы и преимуществе
совершения молитвы в установленное время.

298 (521). Передают, что однажды, ког­да аль-Мугира бин Шу`ба, находившийся в то время в Ираке, совершил молитву позже (начала установленного времени),[1] к нему явился Абу Мас`уд аль-Ансари, да будет до­волен им Аллах, и сказал:

– О Мугира, что же это?! Разве ты не знаешь, что спустившись на землю[2], Джиб­рил, мир ему, совершил молитву[3] и послан­ник Аллаха, , совершил молитву, по­том он (снова) совершил молитву и послан­ник Аллаха, , совершил молитву,[4] потом он (снова) совершил молитву и по­сланник Аллаха, , совершил молит­ву,[5] потом он (снова) совершил молитву и посланник Аллаха, , совершил мо­литву,[6] потом он (снова) совершил молитву и посланник Аллаха, , совершил мо­литву,[7] а потом он сказал: “Это было пове­лено мне”[8].

Глава  2.  Молитва является искуплением.

299 (525). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды, когда) мы сидели у Умара, да будет доволен им Аллах, он спросил: “Кто из вас помнит слова посланника Алла­ха, , об испытании [9] ? ” Я сказал: “Я (запомнил всё именно) так, как он сказал”. (Умар) воскликнул: “Поистине, ты проявля­ешь (в этом) смелость!” - (после чего) я по­вторил (слова пророка, , сказавшего): “Искушение[10] человека, связанное с его же­ной, деньгами, детьми и соседями, искупает­ся молитвой, постом, садакой, (побуждени­ем людей к совершению) одобряемого (ша­риатом) и удержанием от порицаемого”. (Умар) сказал: “Я имею в виду не это, а та­кое бедствие /фитна/, которое станет бу­шевать подобно бушующему морю”. Я ска­зал: “Оно не повредит тебе[11], о повелитель правоверных, ибо, поистине, ты отделён от него запертой дверью”. (Умар) спросил: “(Эта дверь) будет сломана или открыта?” Я ответил: “Она будет сломана”.[12] (Умар) ска­зал: “Значит, (после этого) её уже никогда не закроют”.(Хузайфа сказал):

– (Меня) спросили: “Знал ли Умар, о ка­кой двери (идёт речь)?” Я ответил: ”(Он знал это так же хорошо,) как и то, что ночь предшествует утру. Что же касается хадиса, то я передал его ему без ошибок”.

(Хузайфу) спросили: “Кто же был этой дверью?” Он ответил: “Этой дверью (являл­ся сам) Умар”.

300 (526). Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) один человек поцеловал (посто­роннюю) женщину, а потом явился к проро­ку, , и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят (, в котором было сказано): {Совершай молитву в начале и конце дня[13] и в некоторые часы ночи.[14] По­истине, добрые дела устраняют дурные.}[15] Этот человек спросил: “О посланник Алла-­ха, это (касается только) меня?” Он отве-­тил: “Это – для всех (членов) моей общи-­ны”.

(4687). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: “Для (всех) тех из общины моей, кто будет посту-­пать согласно (этому аяту)”.

Глава  3.  Пять молитв служат искуплением (грехов).

301 (528). Передают со слов Абу Ху­райры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) посланник Аллаха, , спросил (людей): “Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протека­ла река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным пос­ле этого?” Они ответили: “От грязи не ос­талось бы и следа”. Тогда (пророк, ,) сказал: “А это подобно пяти молитвам, пос­редством которых Аллах стирает прегре­шения”.

Глава  4 Совершающий молитву ведёт
тайную беседу со своим Господом.

302 (532). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: “Придерживайтесь умерен­ности, совершая земные поклоны, и пусть (молящийся) не касается локтями земли по­добно (лежащей) собаке, а если он (захочет) сплюнуть, то пусть никогда не плюёт ни пе­ред собой, ни направо, ибо, поистине, (во время молитвы) он ведёт тайную беседу со своим Господом!”

302 (532). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: “Придерживайтесь умерен­ности, совершая земные поклоны, и пусть (молящийся) не касается локтями земли по­добно (лежащей) собаке, а если он (захочет) сплюнуть, то пусть никогда не плюёт ни пе­ред собой, ни направо, ибо, поистине, (во время молитвы) он ведёт тайную беседу со своим Господом!”

Глава  5.  В случае сильной жары допустимо откладывать
полуденную молитву до тех пор, пока не станет прохладнее.

303 (536 - 537). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: “Если жара будет (слишком) сильной, отложите молитву, пока не станет прохладнее, ибо, поистине, жара усиливается от расширения ада (, причиной же усиления жары является то, что в своё время) пламя (ада) пожаловалось своему Гос­поду, сказав: “О Господь мой, одна часть меня поглотила другую!” И (Аллах) позволил ему делать два выдоха: выдох зимой и выдох летом, когда вы ощущаете наиболее сильную жару и наиболее сильный холод”.

304 (539). Сообщается, что Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды, когда) мы с пророком, , были в пути и муаззин захотел воз­гласить призыв к полуденной молитве, про­рок, , сказал: “(Подожди,) пока не станет прохладнее”. Через некоторое время (муаззин снова) хотел призвать людей к мо­литве, он же (опять) сказал: “(Подожди,) по­ка не станет прохладнее”, (и мы ждали,) по­ка не увидели тени холмов.

Глава  6.  Время полуденной молитвы наступает тогда,
когда солнце начинает клониться к закату.[16]

305 (540). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (од­нажды, как только) солнце начало клониться к закату, посланник Аллаха, , вышел (из дома) и совершил полуденную молитву. Потом он поднялся на минбар и упомянул о Часе этом, упомянув также и о том, какие великие события будут происходить в это время, а потом сказал: “Кто хочет спросить меня о чём-нибудь, пусть спрашивает, и о чём бы вы ни спросили меня, я отвечу вам, пока я нахожусь на этом месте”. После это­го люди зарыдали, а пророк (, ,) всё говорил: “Спрашивайте меня”, и тогда (со своего места) поднялся Абдуллах бин Хуза­фа ас-Сахми и спросил: “Кто мой отец?”[17] (Пророк, ,) ответил: “Твой отец – Ху­зафа”, а потом снова стал повторять: “Спра­шивайте меня”. (В конце концов) Умар опус­тился на колени и сказал: “Мы довольны Аллахом как Господом, исламом – как рели­гией и Мухаммадом – как пророком!” Тогда (пророк, ,) замолчал, а потом сказал: “Только сейчас на этой стене, что находится передо мной, мне были показаны рай и ад, и я никогда не видел ничего столь же пре­красного, как (рай), и ничего столь же от­вратительного, как (ад)!”

306 (541). Сообщается, что Абу Барза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал: “Обычно (после того, как) пророк, , совершал утреннюю молитву, каж­дый из нас мог разглядеть (лицо) своего со­седа, и (во время этой молитвы) он прочи­тывал от шестидесяти до ста аятов. Полу­денную молитву он совершал, как только солнце начинало клониться к закату, а по­слеполуденную – (по прошествии такого времени, которое требовалось) кому-ни­будь из нас, чтобы успеть дойти до самой дальней (окраины) Медины и вернуться об­ратно, когда солнце ещё припекало”. (Абу-ль-Мин­халь[18] сказал: “И я забыл, что (Абу Барза) сказал относительно закатной мо­литвы”).
(Абу Барза сказал): “И мы могли откла­дывать вечернюю молитву до истечения тре­ти ночи”, а потом добавил: “И (даже) до се­редины ночи”.

Глава  7.  Откладывание полуденной молитвы
до (наступления времени совершения) послеполуденной.

307 (543). Передают со слов Ибн Абба­са, да будет доволен Аллах ими обоими, что (иногда) в Медине пророк, , совер­шал молитвы в семь и восемь ракатов (, объ­единяя) полуденную молитву с послеполу­денной, а закатную – с вечерней.[19]

Глава  8.  Время послеполуденной молитвы.

308 (547). Передают, что в ответ на во­прос: “Как совершал обязательную молитву посланник Аллаха, ?” - Абу Барза, да будет доволен им Аллах, ответил: “Он совершал полуденную молитву, которую вы называете первой[20] (сразу же после того), как солнце начинало клониться к закату, а после того, как он совершал послеполу­денную молитву, любой из нас мог вернуть­ся к себе домой на окраину Медины, когда солнце ещё припекало. (Передатчик этого хадиса сказал: “Я забыл, что он сказал от­носительно закатной молитвы”.) И он пред­почитал откладывать вечернюю молитву /`иша/, которую вы называете “`атама ”[21], и не любил спать до (этой молитвы) и разго­варивать после неё, что же касается утрен­ней молитвы, то он завершал её, когда че­ловек начинал различать (лицо) своего со­седа (в предрассветных сумерках), и (во время этой молитвы) он читал от шестиде­сяти до ста (аятов)”.

309 (548). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “После того как мы заканчивали послепо­луденную молитву, человек мог добраться до (домов людей из племени) бану амр бин ауф[22] и застать их за совершением этой молитвы”.

310 (550). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха, , совершал по­слеполуденную молитву, когда солнце стоя­ло высоко и припекало, и (если после этого) кто-нибудь отправлялся в аль-Авали[23], то он добирался до места, когда солнце всё ещё стояло высоко, а некоторые части аль-Авали находились от Медины на расстоянии при­мерно четырёх миль”.[24]

Глава 9. О том, кто пропускает послеполуденную
молитву (без уважительной причины).

311 (552). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: “(Чело­век,) пропускающий послеполуденную мо­литву, подобен лишившемуся своей семьи и имущества”.

Глава 10. О том, кто не совершает послеполуденную
молитву (без уважительной причины).

312 (553). Сообщается, что как-то раз в пасмурный день Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Совершайте послеполуденную молитву пораньше, ибо, поистине, пророк, , сказал: “Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву[25]”.

Глава  11.  Достоинство послеполуденной молитвы.

 313 (554). Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, , он посмотрел на полную луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! [26] И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы[27] перед вос­ходом солнца и перед закатом его[28], то со­вершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано): {…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом. }[29]

314 (555). Передают со слов Абу Хурай­ры, да будет доволен им Аллах, что послан­ник Аллаха, , сказал: “Ангелы, пре­бывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречают­ся они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: «В каком (положении) оставили вы рабов Моих?» - хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились».”

Глава  12. О том, кто успеет совершить хотя бы один ракат послеполуденной молитвы до захода солнца.

315 (556). Сообщается, что Абу Хурай­ра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: “Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один ракат послеполуденной мо­литвы до захода солнца[30], пусть доведёт свою молитву до конца, и если успеет он со­вершить (хотя бы) один ракат утренней мо­литвы до восхода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца”.

316 (557). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, , ска­зал:

– Поистине, время вашего существования по сравнению (со временем существования) предыдущих религиозных общин подобно промежутку между послеполуденной молит­вой и заходом солнца. (В своё время) людям Торы была дана Тора, и они действовали (в соответствии с её установлениями), пока не обессилели к полудню, после чего им было даровано по карату (награды). Затем людям Евангелия было дано Евангелие, и они дей­ствовали (в соответствии с его установле­ниями), пока не обессилели ко (времени) по­слеполуденной молитвы, после чего им бы­ло даровано по карату (награды). А потом нам был дан Коран, и мы станем действо­вать (в соответствии с его установлениями) до захода солнца, после чего нам будет да­ровано по два карата (награды), и тогда лю­ди обоих Писаний скажут: “О Господь наш! Ты даровал им по два карата, а нам – по одному, хотя мы сделали больше!” И Всемо­гущий и Великий Аллах скажет: “Разве Я обидел вас в чём-нибудь, вознаграждая вас?” Они скажут: “Нет". Тогда Он скажет: “А (дарованное им) есть милость Моя, кото­рую оказываю Я, кому пожелаю!”

Глава  13.  Время закатной молитвы.

317 (559). Сообщается, что Рафи` бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, ска­зал: “Обычно после того, как мы соверша­ли закатную молитву вместе с пророком, , и любой из нас удалялся, он ещё мог рассмотреть то место, куда упала бы стрела (, пущенная им из лука)”.

317 (559). Сообщается, что Рафи` бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, ска­зал: “Обычно после того, как мы соверша­ли закатную молитву вместе с пророком, , и любой из нас удалялся, он ещё мог рассмотреть то место, куда упала бы стрела (, пущенная им из лука)”.

318 (560). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал: “Обычно пророк, , со­вершал полуденную молитву в полдень, пос­леполуденную – когда солнце было ещё яр­ким, закатную – когда оно уже садилось, а вечернюю – в разное время. Так, если он видел, что (люди) уже собрались (в мечети), то начинал (молитву) пораньше, а если ви­дел, что они запаздывают, то откладывал её. Что же касается утренней молитвы, то они (или: …пророк, …) совершали её в предрассветном сумраке”.

Глава  14.  О том, кто не желал, чтобы закатную
молитву называли вечерней.

319 (563). Передают со слов Абдуллаха аль-Музанни, да будет доволен им Аллах, что пророк, сказал:

– Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается наз­вания вашей закатной молитвы /магриб/, ибо бедуины говорят: “Это вечерняя молит­ва /`иша/”.

Глава  15.  Достоинство вечерней молитвы.

320 (566). Сообщается, что Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала:

320 (566). Сообщается, что Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) ночью, когда ислам ещё не получил распространения (за пределами Медины), посланник Аллаха, , откла­дывалвечернюю молитву и не выходил (из дома), пока Умар не сказал ему: “Женщины и дети уже заснули”, после чего он вышел и сказал собравшимся в мечети: “Никто из жи­вущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”

321 (567). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) я вместе со своими това­рищами, прибывшими со мной на корабле[31], да будет доволен ими Аллах, остановился в Баки` Бутхан[32]. Что касается пророка, , то он тогда находился в Медине, и каждый вечер некоторые из нас по очереди приходили к пророку, , ко времени вечерней молитвы. Однажды, когда я вместе со своими товарищами пришёл к пророку, мир ему, оказалось, что он был чем-то занят, и поэтому он отложил молитву до середины ночи, а потом вышел (к людям) и совершил с ними молитву. Закончив молиться, он сказал присутствовавшим: “Не спешите и радуй­тесь, ибо, поистине, милостью Аллаха по от­ношению к вам является то, что никто из людей, кроме вас, не молится в это время!” (Или же он сказал: “…никто, кроме вас, не молился в это время!”)

 (Передатчик этого хадиса сказал): “Я не знаю, что именно он сказал”.

Абу Муса сказал: “И мы вернулись (к се­бе), радуясь тому, что услышали от послан­ника Аллаха, ”.

Глава 16.  О тех, кого одолел сон до вечерней молитвы.

322 (569). Сообщается, что Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала:

322 (569). Сообщается, что Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) посланник Аллаха, , откладывал вечернюю молитву до тех пор, пока Умар не обратился к нему (со слова­ми): “Молитва! Женщины и дети уже засну­ли!” - после чего он вышел (к людям) и ска­зал: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”

(Аиша) сказала: “А в то время молились только в Медине,[33] и люди совершали (ве­черние молитвы в промежуток времени) ме­жду наступлением полной темноты[34] и (за­вершением) первой трети ночи”.

(571). В той версии этого хадиса, кото­рая передаётся со слов Ибн Аббаса, да бу­дет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что он сказал:

– И у меня перед глазами и сейчас стоит вышедший (к людям) пророк, . С его головы, на которую он положил руку, капа­ла вода, и он сказал: “Если бы не было это (слишком) тяжело для (членов) моей общины, я обязательно повелел бы им совершать эту молитву именно так!”[35]

И Ибн Аббас рассказал, как именно про­рок, , положил руку себе  на  голову  (, а передатчик этого хадиса показал это, сначала) несколько растопырив пальцы, а по­том дотронувшись их кончиками до своей головы сбоку. Потом он соединил их и про­вёл ими по голове,[36] коснувшись большим пальцем мочки уха там, где она примыкает к виску и бороде, и при этом он не медлил и не спешил.

Глава  17.  Время совершения вечерней молитвы
может продолжаться до середины ночи.    

(572). Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, также передавший этот хадис, сказал: “И я будто и сейчас вижу, как блес­тел той ночью его перстень”.    

(572). Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, также передавший этот хадис, сказал: “И я будто и сейчас вижу, как блес­тел той ночью его перстень”.    

Глава  18.  Достоинство утренней молитвы.    

323 (574). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:    

“Войдёт в рай тот, кто станет совершать две молитвы в прохладное время”.[37]     

Глава  19.  Время утренней молитвы.    

324 (575). Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что Зайд бин Сабит, да бу­дет доволен им Аллах, рассказал ему о том, что однажды они вместе с пророком, , поели перед рассветом во время рамадана, а потом встали на молитву. 

(Анас сказал):    

– Я спросил: “И сколько времени прошло между одним и другим?”[38] Он ответил: “(За это время) можно было прочитать пятьдесят или шестьдесят аятов”.    

325 (577). Сообщается, что Сахль бин Са`д, да будет доволен им Аллах, сказал: “Обычно во время поста я ел перед рассве­том в кругу семьи, а потом мне приходилось спешить, чтобы успеть совершить утреннюю молитву с посланником Аллаха, ”.

Глава 20. (О запретности совершения дополнительной) молитвы
после обязательной утренней молитвы,
пока солнце не поднимется (достаточно высоко). 
   

326 (581). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “(Многие) достойные люди[39], достойнейшим из которых я считал Умара, говорили при мне, что пророк, , запрещал молить­ся после (обязательной) утренней молитвы до тех пор, пока солнце не поднимется (до­статочно высоко)[40], а также после соверше­ния послеполуденной молитвы и до (полно­го) захода солнца”.    

327 (582, 583). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:    

– Посланник Аллаха, , сказал: “Не стремитесь молиться во время восхода солнца и во время его захода”.    

Ибн Умар также сказал:    

– Посланник Аллаха, , сказал: “Ес­ли край солнца покажется (над горизонтом), отложите молитву, пока оно не поднимется (над горизонтом полностью), и если край солнца скроется (за горизонтом), отложите молитву, пока оно не зайдёт (за горизонт полностью)”.    

328 (584). Передают со слов Абу Хурай­ры, да будет доволен им Аллах, что послан­ник Аллаха, , запретил два вида тор­говых сделок и два способа ношения одеж­ды, о чём уже говорилось выше.[41]     

В этой версии данного хадиса сообща­ется также, что ещё (пророк, ,) за­претил совершать молитву в двух случаях: он запретил молиться после (совершения обязательной) утренней молитвы и до вос­хода солнца, а также после (совершения послеполуденной) молитвы и до захода солнца.    

Глава  21.  Не следует стараться совершать молитву
непосредственно перед заходом солнца. 
   

329 (587). Сообщается, что (как-то раз) Му`авийа, да будет доволен им Аллах, ска­зал (людям): “Поистине, вы совершаете од­ну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал её (в такое время) посланник Ал­лаха, , в обществе которого мы на­ходились, ибо он запретил (такие молит­вы)!” – имея в виду совершение молитвы в два раката после послеполуденной молит­вы.    

Глава  22.  О совершении пропущенных и прочих молитв
после послеполуденной молитвы.  
  

330 (590). Сообщается, что Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала: “Клянусь Тем, Кто забрал (посланника Аллаха, , к Себе), он всегда совершал (эти два рака­та)[42] до тех пор, пока не встретил Аллаха[43], а Аллаха Всевышнего он встретил лишь после того, как молиться (стоя) стало для него трудно, но и тогда он много молился сидя. Пророк, , всегда совершал эти два раката (дома), никогда не делая этого в ме­чети из опасений перед тем, что это будет слишком тяжело для (членов) его общины[44], в то время как он любил всё то, что облегчало им (жизнь)”.         

331 (592). Сообщается, что Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала: “Посланник Аллаха, , никогда не забывал совер­шать два раката ни тайно, ни открыто[45]: два раката перед утренней молитвой и два ра­ката после послеполуденной молитвы”.    

Глава  23.  Призыв на молитву /азан/
после истечения отведённого для неё времени.

332 (595). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:   

332 (595). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:   

– Однажды ночью, когда мы находились в пути вместе с пророком, , некоторые люди стали говорить: “О посланник Аллаха, может быть, ты отдохнёшь вместе с нами ос­таток ночи?” (В ответ им) он сказал: “Я бо­юсь, что вы проспите молитву”. Тогда Билял пообещал: “Я разбужу вас”, после чего все улеглись, а Билял прислонился спиной к своей верблюдице, однако его сморил сон, и он заснул. (Утром) пророк, , про­снувшийся, когда край солнца уже показал­ся над горизонтом, воскликнул: “О Билял, где же обещанное тобой?!” Тот сказал: “Ни­когда ещё я не спал так (крепко)!” (Тогда пророк, ,) сказал: “Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и воз­вращает их вам, когда пожелает! О Билял, встань и призови людей к молитве!” - после чего он совершил омовение, а когда солнце уже полностью поднялось над горизонтом и засияло ярко, он встал и совершил молитву.

Глава  24.  О том, кто совершил с людьми общую молитву
после истечения отведённого для неё времени.

333 (596). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал:

333 (596). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал:

– В (один из) дней битвы у рва Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вер­нулся (в лагерь мусульман) после захода солнца и принялся ругать неверных курай­шитов (, а потом) сказал: “О посланник Ал­лаха, едва я успел закончить послеполуден­ную молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” Пророк же, , сказал: “Клянусь Аллахом, а я (вообще) не совершил её!” Затем мы направились в сторону Бут­хана[46] и (пророк, , как и все) мы, со­вершил омовение, а когда солнце зашло, он совершил послеполуденную молитву, со­вершив после этого и закатную молитву.

Глава  25.  Тому, кто забудет о молитве,
следует помолиться, когда он вспомнит о ней.

334 (597). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

334 (597). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого (, а Аллах Всевышний сказал):{…и твори молитву, чтобы помнить обо Мне.}  [47]

Глава 26.

335 (600). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) по­сланник Аллаха, , сказал: “Вы при­сутствуете на молитве[48] и тогда, когда ожи­даете (начала) молитвы”.

Глава  27.

336[49](601). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: 

– (Однажды, уже) в конце своей жизни пророк, , совершил с нами вечер­нюю молитву, произнёс слова таслима, а по­том встал и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!”[50]

337 (602). Сообщается, что Абд ар-Рах­ман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Жившие под навесом[51] были бедными людьми, и (однажды) пророк, , ска­зал: “У кого есть еда для двоих, пусть возь­мёт с собой третьего, а у кого (есть еда) для четверых (, пусть возьмёт с собой) пятого или шестого”, и Абу Бакр привёл (домой) троих, а сам пророк, , увёл с собой десять человек.

(Абд ар-Рахман) сказал:

– (Дома вместе со) мной находились мой отец и моя мать. (Передатчик этого хадиса сказал: “И я не знаю, сказал ли Абд ар-Рах­ман также: “...моя жена и слуга, прислу­жи­вавший и нам, и Абу Бакру”.”) Что касается Абу Бакра, то он (ушёл,) поужинал у проро­ка, , и остался там[52] на вечернюю мо­литву, потом задержался ещё на некоторое время, пока не поужинал и пророк, , и вернулся домой лишь после того, как про­шла уже часть ночи. Его жена спросила его: “Что помешало тебе прийти к твоим гос­тям?” Он спросил: “А разве ты не накор­мила их ужином?” Она сказала: “Они от­казались (есть), пока ты не придёшь, им по­дали еду, но они отказались!”

(Абд ар-Рахман) сказал:

– Тогда я убежал и спрятался,[53] а Абу Бакр закричал: “О невежда!” - и принялся ругать (меня), а (после того, как снова был накрыт ужин,) сказал (членам своей семьи): “Ешьте, да не принесёт это вам блага, а я, клянусь Аллахом, ни за что не стану есть этого!”

(Абд ар-Рахман сказал):

– И, клянусь Аллахом, стоило нам взять кусок, как снизу появлялось ещё больше (еды, и это продолжалось), пока все не на­сытились, а еды оказалось больше, чем было раньше. Посмотрев на (блюдо), Абу Бакр увидел, что всё осталось нетронутым или еды даже прибавилось, и спросил свою жену: “О сестра бану фирас,[54] что же это?!” Она воскликнула: “Какая радость! Сейчас еды втрое больше, чем было!” Тогда Абу Бакр отведал (немного) этой еды и сказал: “Поистине, это – дело шайтана!” - имея в виду свою клятву (не прикасаться к ней), по­том съел кусок, а потом отнёс (оставшееся) к пророку, , и (эта еда) осталась у него. А до этого мы заключили договор с людьми (из одного племени), когда же срок его ис­тёк, (пророк, ,) назначил двенадцать человек, под началом каждого из которых находилось известное Аллаху количество людей, и все они поели этой еды (или же он сказал нечто подобное).

[1] Как известно, каждую обязательную молитву можно совершать в течение определённого промежутка времени, но предпочтительнее всего делать это сразу же, как только наступает отведённое для данной молитвы время. Здесь имеется в виду, что аль-Мугира начал молиться не сразу, но это не значит, что установленное время для той молитвы, с которой он задержался, вообще истекло.

[2] Здесь речь идёт о периоде времени перед рассветом в конце ночи  вознесения пророка, , когда в обязанность мусульманам была вменена пятикратная молитва.

[3] Имеется в виду утренняя молитва /фаджр/.

[4] Имеется в виду полуденная молитва /зухр/.

[5] Имеется в виду послеполуденная молитва /`аср/.

[6] Имеется в виду закатная молитва /магриб/.

[7] Имеется в виду вечерняя молитва /`иша/.

[8] Джибрил имел в виду, что Аллах велел ему показать пророку, , как следует правильно совершать молитвы и в какое время делать это предпочтительнее всего.

[9] В данном случае имеется в виду смута и раскол среди мусульман.

[10] “Фитна” - искушение; смута; бедствие; заблуждение. Здесь имеется в виду такое испытание, которое человек оказывается не в состоянии выдержать должным образом, совершая нечто неподобающее или греховное. Подоб­ное испытание может быть связано как с благоприятными, так и с неблагоприятными обстоятельствами в жизни человека. Так, например, в Коране сказано: {…и Мы подвергнем вас искушению для испытания…}”Пророки”, 35. Эти слова пророка, , касались грядущей смуты и раскола среди мусульман

[11]. То есть это не случится при тебе.

[12] Умар, да будет доволен им Аллах, был убит в 644 году, а несколько лет спустя после убийства третьего праведного халифа Усмана, да будет доволен им Аллах, среди мусульман начался раскол.

[13] Имеются в виду утренняя и закатная молитвы.

[14] Здесь имеется в виду вечерняя молитва.

[15] “Худ”, 114. В данном случае речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях; что же касается тяжких грехов, то для искупления их следует совершить целый ряд определённых действий, и в том числе - принести покаяние Аллаху.

[16] Иначе говоря, время полуденной молитвы наступает сразу же после полудня. 

[17] См. примечание № 1 к хадису № 77.

[18]  Один из передатчиков данного хадиса.

[19] Подобное объединение молитв носило не постоянный, а эпизодический характер и могло быть вызвано, например, сильным дождём.

[20] Полуденная молитва была первой молитвой, которую пророк, , совершил под руководством ангела Джибрила, мир ему.

[21] То есть “салят аль-`атама” - молитва первой трети ночи.

[22] Для этого надо было пройти около четырёх километров.

[23] Предместье Медины.

[24] В арабской миле чуть менее двух километров.

[25] Эти слова следует понимать не буквально, а как предостережение относительно крайне нежелательных последствий отказа от этой молитвы.

[26] Имеется в виду, что этим людям не придётся тесниться, чтобы ясно увидеть Господа.

[27] В данном случае подразумеваются сон или какие-нибудь мирские дела, которые можно отложить, не нанося никакого ущерба жизненным интересам человека.

[28] Имеются в виду утренняя /фаджр/ и послеполуденная /`аср/ молитвы.

[29] “Каф”, 39.

[30] Это значит, что если в промежуток времени, отведённый для совершения послеполуденной или же любой иной молитвы, человек успеет совершить полностью хотя бы один ракат, а потом доведёт свою молитву до конца, то она будет действительной.

[31] Абу Муса, да будет доволен им Аллах, приехал из Йемена.

[32] Название места близ Медины.

[33] Имеется в виду, что совместные вечерние и другие молитвы открыто совершались в этот период лишь в Медине, поскольку мусульмане, остававшиеся в Мекке, могли делать это только тайно из-за преследований со стороны курайшитов.

[34] Дословно: начиная с того времени, когда исчезали последние проблески вечерней зари.

[35] То есть именно в это время.

[36] Пророк, , делал это, отжимая мокрые волосы.

[37] Имеются в виду утренняя и послеполуденная молитвы.

[38] То есть между завершением еды и началом молитвы.

[39] Точнее говоря, имеются в виду благочестивые и праведные люди.

[40] Имеется в виду запретность совершения дополнительных молитв, пока солнце не поднимется над горизонтом на высоту копья.

[41] См. хадисы №№ 233 и 224 и примечания к ним.

[42] Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду совершение дополнительной молитвы в два раката после обязательной послеполуденной молитвы. Пророк, , всегда совершал эту дополнительную молитву по той причине, что, сделав что либо благое один раз, он уже никогда не прекращал делать это и впредь, но всем остальным мусульманам совершать эту молитву не следует. См. хадисы под №№ 328 и 329.

[43] Иначе говоря, пока не умер.

[44] Иначе говоря, пророк, , опасался, что люди, следуя его примеру, также станут совершать эту добровольную молитву, и через некоторое время она будет считаться ими обязательной, в то время как регулярное её совершение может оказаться для кого-нибудь слишком трудным.

[45] То есть ни дома, ни на людях.

[46] Название вади близ Медины.

[47] См.: “Та ха”, 14.

[48] Имеется в виду, что за ожидание молитвы человек тоже получит награду.

[49] Cм. хадис № 92.

[50] Эти слова являются одним из нашедших своё подтверждение пророчеств посланника Аллаха, , поскольку ровно через сто лет скончался последний из его сподвижников по имени Абу-т-Туфайль Амир бин Василя, да будет доволен им Аллах.

[51] Так называли бедных сподвижников пророка, , которые не имели ни средств, ни родственников в Медине и жили под навесом мечети. Всего известны имена 93 человек, живших под навесом в разное время, но одновременно там находилось до 30 сподвижников.

[52] Имеется в виду, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, совершил вечернюю молитву в мечети.

[53] Из страха перед гневом отца.

[54] То есть женщина из племени бану фирас.

 

 

 

 






«Книга о времени молитвы»
© 2024 Islam Network by Shukurzade Studio



Распечатать