Islam on net
Обрашение Бога к иудеям и христианам Коран и наука
Что такое Ислам? Как принять Ислам Молитва Коран Хадисы Хадж Рамадан Пророки От автора Обрашение Бога к иудеям и христианам Коран и наука Islam Network FAQ
 
 
 
Расписание Молитвы
Детские приюты и дома пристарелых
 
Быстрый Переход

Книга хаджа

Книга поста

Черный Камень

Правила Поста

Молитва в 2 раката

Молитва в 3 раката

Коран по поводу облаков
 
Книга хаджа    Версия для печати



Глава 1. Обязательность и достоинство хаджжа.

Аллах Всевышний сказал: {И обязанностью людей пред Аллахом (является совершение)хаджжа к Дому(, если)они будут в состоянии сделать(это)...}“Семейство Имрана”, 97.

712 (1513). Сообщается, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Когда) аль-Фадль *1.сидел верхом позади посланника Аллаха, , подошла какая-то женщина из племени хас`ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она - на него, что же касается пророка, , то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону. (Эта женщина) сказала: “О посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хаджж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хаджж за него?” Он сказал: “Да”, а было это во время прощального паломничества.

Глава 2. Слова Аллаха Всевышнего: {…они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут прибывать (, передвигаясь) по далёким горным дорогам, чтобы они могли видеть то, что пойдёт им на пользу…}“Хаджж”, 27 - 28.

713 (1514). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Я видел, как в Зу-ль-Хуляйфепосланник Аллаха, , садился верхом на свою верблюдицу, начиная входить в состояние ихрама *2.после того, как она поднималась на ноги вместе с ним”.

Глава 3. Совершение хаджжа сидя на вьючном седле (верблюда).

714 (1517). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что во время своего хаджжа посланник Аллаха, , (передвигался), сидя на вьючном седле той верблюдицы, которая везла и его поклажу.

Глава 4. Достоинство безупречного хаджжа /аль-хаджж аль-мабрур/. *3.

715 (1520). Передают со слов матери правоверных Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: “О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?” (Пророк, ,) сказал: “Нет! Наилучшим джихадом для вас *4. является безупречный хаджж”.

716 (1521). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как пророк, , сказал: “Тот, кто совершит хаджж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене *5. и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать”. *6.

Глава 5. Микат *7. (для жителей Мекки).

717 (1524). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “В качестве миката для жителей Медины пророк, , определил Зу-ль-Хуляйфу, для жителей Шама - аль-Джухфу, для жителей Неджда - Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена - Йалямлям. (Эти микаты) предназначены (также) для тех, кто живёт непосредственно в этих местах, и для (людей) из других мест, проезжающих через (эти места) с целью совершения хаджжа или умры *8.. Для живущих (к Мекке) ближе *9. (микатом должно служить) то место, где они наденут ихрам, а жителям Мекки (ихрам следует надевать) в самой Мекке”.

Глава 6.

718 (1532). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Посланник Аллаха, , опустил на колени свою верблюдицу на открытом месте в Зу-ль-Хуляйфе и совершил там молитву”. *10. Обычно так же поступал и сам Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими.

Глава 7. О том, что пророк, , отправился в хаджж через аш-Шаджару. *11.

719 (1533). Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, , отправлялся (в Мекку) *12. через аш-Шаджару, а (возвращался в Медину обычно) через аль-Му’аррас *13. и что, когда посланник Аллаха, , выезжал в Мекку, он молился в мечети аш-Шаджары, а ко­гда возвращался назад, совершал молитву в Зу-ль-Хуляйфе (, а именно – в сухом русле) вади, где и оставался до утра.

Глава 8. Слова пророка : “Аль-`Акик - благословенное вади”.

720 (1534). Передают со слов Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как в вади аль-`Акик пророк,, сказал:

– Сегодня ночью ко мне явился посланник от Господа моего и сказал: “Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “Умратан фи хаджжатин”. *14.”

721 (1535). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал, что, когда он остановился в Зу-ль-Хуляйфе, ему было сказано во сне: “Поистине, ты - в долине благословенной!”

Глава 9. Благовония необходимо смывать с одежды трижды.

722 (1536). Йа`ля бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) он попросил Умара, да будет доволен им Аллах: “Покажи мне пророка, , в тот момент, когда ему будет ниспосылаться откровение”.
И когда пророк, , вместе с группой своих сподвижников находился в аль-Джи`ране *15., к нему подошёл какой-то человек и спросил: “О посланник Аллаха, что ты скажешь о том, кто надел ихрам для совершения умры, умастившись при этом благовониями?” После этого пророк, , в течение некоторого времени хранил молчание, а потом ему начало ниспосылаться откровение. И тогда Умар, да будет доволен им Аллах, подал знак Йа`ле, который подошёл поближе и увидел, что посланник Аллаха, , прикрылся (от солнца куском) материи. Йа`ля заглянул внутрь, и оказалось, что лицо посланника Аллаха, , покраснело, а сам он хрипит. (Когда ниспослание откровения прекратилось,) он спросил: “Где тот, кто спрашивал об умре?”, - а когда этого человека привели, он сказал: “Трижды смой (со своего тела) благовония, сними с себя эту джуббу и делай во время умры то же самое, что делаешь во время хаджжа”.

Глава 10. Использование благовоний при облачении в ихрам. Что следует надевать тому, кто захочет облачиться в ихрам?

723 (1539). Сообщается, что жена пророка, , Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Я умащала посланника Аллаха, , благовониями, когда он готовился надеть ихрам, а также после того, как он снимал его перед совершением обхода Каабы”. *16.

Глава 11. О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью. *17.

724 (1540). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха,, волосы которого были склеены камедью, произносил тальбийу”.

Глава 12. Произнесение тальбийи у мечети Зу-ль-Хуляйфы.

725 (1541). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Посланник Аллаха, ,входил в состояние ихрама не иначе как у мечети”.Он имел в виду мечеть Зу-ль-Хуляйфы.

Глава 13. Езда верхом во время хаджжа в одиночку или вдвоём.

726 (1543, 1544). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (во время хаджжа) Усама (бин Зайд), да будет доволен им Аллах, сидел позади пророка, , (при переезде) из Арафата в аль-Муздалифу, а (во время переезда) из аль-Муздалифы в Мину он посадил сзади себя аль-Фадля (бин Аббаса).

(Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: “И оба они говорили, что пророк, , произносил тальбийу до тех пор, пока не начинал бросать камешки в Джамрату-ль-`Акаба”. *18.

Глава 14. О том, во что должен облачаться паломник, входящий в состояние ихрама.

727 (1545). Сообщается, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Причесавшись, умастив волосы маслом и надев свой изар и накидку /рида/, пророк, , выехал из Медины вместе со своими сподвижниками. Он никому не запрещал надевать никакие накидки и изары за исключением тех, которые были окрашены шафраном, так как от них на коже оставались следы и запах. Утром в Зу-ль-Хуляйфе он сел верхом на свою верблюдицу; добравшись же до аль-Байды, он, как и его сподвижники, надел ихрам, произнёс слова о намерении совершить хаджж (аль-киран) и пометил своих верблюдов, предназначенных для жертвоприношения.

*19.Всё это происходило за пять дней до окончания (месяца) зу-ль-ка`да. Прибыв в Мекку в четвёртый день (месяца) зу-ль-хиджжа, он совершил обход вокруг Каабы и ритуальный бег /са`й/ между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, после чего не вышел из состояния ихрама, поскольку он пометил своих верблюдов. Затем он остановился в верхней части Мекки у (горы) аль-Хаджун, (продолжая) оставаться в состоянии ихрама для совершения хаджжа, а после обхода Каабы он уже не приближался к ней до тех пор, пока не вернулся с Арафата. И он велел своим сподвижникам совершить обход Каабы и /са`й/ между ас-Сафой и аль-Марвой, потом постричь волосы, а потом выйти из состояния ихрама. *20.Всё это касалось тех, у кого не было с собой меченного ими скота. (После этого) для того, с кем была жена, она стала дозволенной, (также как) и благовония, и (но­шение обычной) одежды”.

Глава 15. Тальбийа.

728 (1549). Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими, что посланник Аллаха, , произносил тальбийу (следующим образом): “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе, и владычество, нет у Тебя сотоварища!”/Ляббай-Кя, Аллахумма, ляббай-Кя, ляббай-Кя, ля шарикя ля-Кя, ляббай-Кя, инна-ль-хамда, ва-н-ни`мата ля-Кя ва-ль-мульк, ля шарикя ля-Кя!/.

Глава 16. Восхваление /тахмид/, прославление /тасбих/ и возвеличивание /такбир/ Аллаха до начала произнесения тальбиййи (человеком,) сидящим верхом.

729 (1551). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “В Медине мы вместе с посланником Аллаха, , совершили полуденную молитву в четыре раката, а в Зу-ль-Хуляйфе (он совершил) послеполуденную молитву в два раката, после чего остался там на ночь. Утром он сел на свою верблюдицу, а когда она достигла аль-Байды, он произнёс слова “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/, “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ и “Аллах велик” /Аллаху акбар/, после чего стал произносить тальбийу, объявляя о своём намерении совершить хаджж и умру, слова которой произносили и (другие) люди. Когда же мы достигли (Мекки), люди *21.по его велению вышли из состояния ихрама, а в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа /йаум ат-тарвийа/ они стали входить в состояние ихрама для хаджжа”.
(Анас) сказал: “И пророк, своими руками принёс в жертву множество стоявших верблюдов, а в Медине посланник Аллаха, , принёс в жертву двух рогатых чёрно-белых баранов”.

ГЛАВА 17. Вхождение в состояние ихрама (человека,) повернувшегося лицом к кибле.

730 (1553). Сообщается, что Нафи`, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: “Совершив утреннюю молитву в Зу-ль-Хуляйфе, Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, приказывал седлать свою верблюдицу, после чего садился на неё верхом, а когда она поднималась вместе с ним, он обращался лицом к кибле и начинал произносить тальбийу (, продолжая делать это), пока не добирался до (Священной мечети), после чего прекращал (произносить тальбийу) *22.,а затем он приезжал в долину Зу Тува, где оставался до утра и совершал полное омовение после совершения (там) утренней молитвы. И (Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) утверждал, что так же поступал и посланник Аллаха, ”.

Глава 18. Произнесение тальбийи после спуска в вади.

731 (1555). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: “Что касается Мусы *23., то я будто вижу, как он спустился в это вади, *24. произнося (слова) тальбийи”.

Глава 19. О том, кто при жизни пророка, , облачился в ихрам, придерживаясь того же намерения, что и пророк.

732 (1559). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) пророк, , послал меня к одним людям, жившим в Йемене, а когда я вернулся, то нашёл его в аль-Батхе (близ Мекки). Он спросил:“С каким намерением ты входил в состояние ихрама?” *25.Я ответил: “С тем же,что и пророк, ”. Он спросил: “Есть ли с тобой жертвенный скот?” Я сказал: “Нет”, и после этого по его велению я совершил обход Каабы и ритуальный бег между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва. А затем по его велению я вышел из состояния ихрама и пришёл к одной женщине из моего племени, которая расчесала (или: ...вымыла) мне голову.

А потом (туда) прибыл Умар *26., да будет доволен им Аллах, который сказал: “Если следовать Книге Аллаха, то она велит нам завершать, *27.ведь Аллах сказал:{И завершайте хаджж и умру ради Аллаха...} *28., если же следовать сунне пророка, , то и он не снял ихрама до тех пор, пока не принёс в жертву скот, который пригнал с собой”.

ГЛАВА 20. Слова Аллаха Всевышнего: {Хаджж (совершается в) известные месяцы.}“Корова”, 197.

733 (1560). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Мы двинулись (в путь) с посланником Аллаха, , в месяцы и дни хаджжа (, выполняя всё то, что следует делать совершающим) хаджж, (и ехали,) пока не остановились в Сарифе”.(Аиша) сказала:

– (Там пророк, ,) вышел к своим сподвижникам и сказал: “Тот из вас, у кого нет с собой жертвенного скота и кто желает совершить умру вместо хаджжа, *29.пусть так и сделает, а у кого есть с собой скот (, так поступить не может)”. *30.

(Аиша) сказала: “И среди его сподвижников были такие, кто (совершил умру и снял ихрам), и такие, кто (не стал делать этого)”.

(Аиша) сказала: “Что же касается посланника Аллаха, , и мужчин из числа его сподвижников, то они были сильны, и с ними был скот, и поэтому они не могли совершить (одну только) умру”.

(Аиша) сказала:

– А потом посланник Аллаха, , зашёл ко мне и (, увидев, что) я плачу, спросил меня: “Что заставляет тебя плакать?” Я сказала: “Я слышала то, что ты сказал своим сподвижникам, и (это значит, что) теперь умра стала для меня невозможной”. Он спросил: “А что с тобой?” Я ответила: “Я немо­люсь *31.”. (На это) он сказал: “Не беда! Ведь ты – женщина из числа дочерей Адама, и Аллах предопределил тебе то же, что (и другим). Продолжай свой хаджж, а Аллах, может быть, даст тебе возможность совершить и (умру)”.

(Аиша) сказала: “И мы (продолжили) совершать хаджж с (пророком, ), а когда мы находились в Мине, я очистилась, после чего я покинула Мину и совершила обход Каабы”.

(Аиша) сказала:

– А потом я выехала вместе с (пророком, ,) в тринадцатый день зу-ль-хиджжа, и мы вместе с ним остановились в аль-Мухассабе, где он призвал к себе Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра и сказал (ему): “Проводи свою сестру за пределы харама, и пусть она там войдёт в состояние ихрама для умры, потом (сделайте всё, что положено, *32.) а потом приезжайте сюда, я же буду ждать вас, пока вы не приедете ко мне”.

(Аиша) сказала:

– И мы уехали, а (сделав всё, что нужно,) и совершив обход Каабы, я вернулась к нему на рассвете, и (пророк, ,) спросил: “Вы (всё) сделали?” Я сказала: “Да”, и тогда он объявил своим сподвижникам об отъезде, и люди тронулись в путь, и он направился в Медину.

Глава 21. “Хаджж ат-таматту`”, “хаджж аль-киран” и “хаджж аль-ифрад”. О выходе из состояния ихрама после совершения умры такого паломника, у которого нет с собой жертвенного скота.

734 (1561). В другой версии (этого хадиса) сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Мы выехали (из Медины) вместе с пророком, , намереваясь совершить только хаджж. Достигнув (Мекки), мы совершили обход вокруг Каабы *33., а потом пророк, , велел тем, кто не гнал с собой жертвенный скот, выйти из состояния ихрама, и (те люди,) которые не гнали с собой скот, вышли из состояния ихрама. Жёны пророка, , не гнали с собой скот, и поэтому они также вышли из состояния ихрама (, а потом) Сафиййа сказала: “Я думаю, что обязательно задержу их”. *34. (Пророк, ,) воскликнул: “Это плохо! Разве ты не совершила обход в день жертвоприношения?” Она сказала: “Совершила”. (Тогда) он сказал: “Не беда, уезжай (вместе со всеми)”.

735 (1562). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала: “В год прощального паломничества мы выехали (в Мекку) вместе с посланником Аллаха, . Некоторые из нас вошли в состояние ихрама, намереваясь совершить (только) умру, другие - и хаджж, и умру, третьи - (только) хаджж, а посланник Аллаха, , объявил о своём намерении совершить хаджж. И что касается объявивших о своём намерении совершить хаджж или совместить хаджж с умрой, то они не вышли из состояния ихрама до дня жертвоприношения”.

736 (1563). Сообщается, что Марван бин аль-Хакам сказал:

– Я видел Усмана и Али, да будет доволен Аллах ими обоими, (и был свидетелем того, что) Усман запретил (людям) совершать “хаджж ат-таматту`” и объединять хаджж с умрой *35.. Когда это увидел Али, он сказал: “Вот я перед Тобой (, совершая) умру и хаджж”, (а потом) он сказал: “Я не отступлюсь от сунны пророка, , кто бы что ни говорил!”

737 (1564). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (В доисламскую эпоху люди) считали совершение умры в месяцы хаджжа одним из тягчайших прегрешений на земле. (Кроме того,) они объявляли месяц мухаррам сафаром *36.и говорили: “Когда заживут спины, *37.и исчезнут следы, *38.и закончится сафар, умра станет дозволенной для желающего совершить её”. Что же касается пророка, , то он и его сподвижники прибыли (в Мекку) утром в четвёртый (день месяца зу-ль-хиджжа) с намерением совершить хаджж, (однако там) он велел (своим сподвижникам использовать эту возможность и для) совершения умры. *39.Им было трудно согласиться с этим, *40.и они спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама?” Он сказал: “Полностью”. *41.

738 (1566). Передают со слов Ибн Умара, что Хафса, да будет доволен ими Аллах, жена пророка, , спросила: “О посланник Аллаха, почему люди вышли из состояния ихрама, совершив умру, а ты не сделал этого после своей умры?” Он сказал: “Я ведь склеил себе волосы *42. и пометил свой скот, и теперь я не выйду из состояния ихрама, пока не принесу этот скот в жертву”.

739 (1567). Передают со слов Шу`бы, да помилует его Аллах Всевышний, что Абу Джамра Наср бин Имран ад-Дуб`и сказал:

– Я (решил) совершить “хаджж ат-таматту`”, но люди стали рекомендовать мне не делать этого. Тогда я спросил об этом Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и он велел мне (поступить именно так). А потом я увидел восне, что какой-то человек сказал мне: “Безупречный хаджж/хаджж мабрур/ и принятая умра!” Я сообщил об этом Ибн Аббасу, который сказал:“(Это же) сунна пророка,!” *43.- а потом он сказал мне: “Живи у меня, и я выделю тебе часть из того, чем владею”.

Шу`ба сказал:

– Я спросил (Абу Джамру): “За что?” *44.Он ответил: “За то, что я увидел во сне”.

740 (1568). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Я (отправился) в хаджж вместе с пророком, , в тот день, когда он погнал с собой верблюдов. Люди вступили в состояние ихрама с намерением совершить один только хаджж, но потом (пророк, ,) сказал им: “Когда совершите обход Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и укоротите волосы, выходите из состояния ихрама и живите как обычно, а когда настанет день ат-тарвийа *45., (снова) вступите в состояние ихрама с намерением совершить хаджж и сделайте то, с чем вы пришли, умрой”. *46. (Люди) спросили: “Как же мы сделаем это умрой, когда мы уже назвали это хаджжем?” *47.(Пророк, ,) сказал: “Делайте то, что я вам велел, ибо если бы я не гнал с собой скот, то и сам обязательно сделал бы то, что велел (сделать) вам, однако я не могу выйти из состояния ихрама, пока этот скот не достигнет места своего назначения” *48., и они сделали (то, что им было велено).

Глава 22. “Хаджж ат-таматту` ”.

741 (1571). Сообщается, что Имран, да будет доволен им Аллах, сказал: “При жизни посланника Аллаха, , мы совершили “хаджж ат-таматту`”, и был ниспослан (аят) Корана *49. (, а потом один) человек высказал об этом то мнение, которое пожелал”. *50.

Глава 23. Откуда следует вступать в Мекку?

742 (1575). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно посланник Аллаха, , вступал в Мекку со стороны Када, проехав через верхний перевал, что в аль-Батхе, *51. а покидал (город) через нижний перевал.

Глава 24. Достоинство Мекки и её строений.

743 (1583). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Я спросила пророка, : “Является ли стена *52.частью Каабы?” Он сказал: “Да”. Я спросила: “Так почему же они *53.не присоединили её к Каабе?” Он ответил: “Потому что твои соплеменники испытывали недостаток в средствах”. Я спросила: “А почему дверь её поднята (над землёй)?” *54.Он ответил: “Твои соплеменники сделали так, чтобы пускать внутрь, кого пожелают, и не давать (входить в Каабу тому), кому не пожелают. Если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи *55. и я не опасался бы, что сердцам их не понравится (подобное), я бы присоединил эту стену к Каабе, а дверь опустил до (уровня) земли”.

744 (1586). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк, , сказал ей: “О Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери – восточную и западную, и (перестроил бы её на основе) фундамента (, заложенного) Ибрахимом”.

Глава 25. Об оставлении в наследство, продаже и покупке домов в Мекке и о том, что люди имеют равные права на Священную Мечеть.

745 (1588). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что он спросил (пророка, ): “О посланник Аллаха, где ты остановишься? Не в своём ли доме в Мекке?” (Пророк, ,) сказал: “А разве Акиль оставил какие-нибудь постройки (или: …дома)?”

Что же касается Акиля, то он стал наследником Абу Талиба вместе с Талибом, тогда как ни Джа`фар, ни Али, да будет доволен Аллах ими обоими, ничего не унаследовали от него, поскольку они были мусульманами, а Акиль и Талиб - неверными. *56.

Глава 26. Проживание пророка, в Мекке (во время хаджжа).

746 (1589, 1590). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда посланник Аллаха, , захотел переехать в Мекку *57., он сказал: “Если захочет Аллах, завтра (мы остановимся) в квартале племени бану кинана, где (неверные) поклялись друг другу (придерживаться) неверия”. Он имел в виду (место под названием) аль-Мухассаб, где (представители племён) курайш и кинана заключили между собой союз против родов бану хашим и бану абд аль-мутталиб (или: ...бану аль-мутталиб), до­говорившись не заключать с ними ни браков, ни торговых сделок до тех пор, пока они не выдадут им пророка, .

Глава 27. Слова Аллаха Всевышнего: {Аллах создал Каабу, Заповедный Дом,как опору для людей, и(создал Он)запретный месяц…}“Трапеза”, 97.

747 (1591). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: “Разрушит Каабу *58. человек с тонкими ножками из Эфиопии”.

748 (1592). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– До того, как пост в течение рамадана был вменён в обязанность, *59. (люди) соблюдали пост в ашуру *60., и в этот день Каабу покрывали (новым) покрывалом. А когда Аллах вменил (людям) в обязанность (пост в течение всего) рамадана, посланник Аллаха, , сказал: “Кто захочет поститься (в эт­от день), пусть постится, а кто захочет прекратить (делать это), пусть оставит его”.

749 (1593). Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: “(Люди) непременно будут (продолжать) совершать хаджж и умру к Дому и после выхода (из-за стены) Йаджуджа и Маджуджа”. *61.

Глава 28. Разрушение Каабы.

750 (1595). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: “Я будто (воочию вижу) его - чёрного (человека) с широко расставленными ногами, который выламывает (из Каабы) камень за камнем”.

Глава 29. О том, что было сказано о Чёрном камне.

751 (1597). Собщается, что (однажды) Умар, да будет доволен им Аллах, подошёл к Чёрному камню, поцеловал его и сказал: “Поистине, мне известно, что ты - (только) камень, (сам по себе) не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как целует тебя пророк,, то и я не стал бы целовать тебя!”

Глава 30. О том, кто не вошёл в Каабу.

752 (1600). Сообщается, что Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха, , совершил умру, обойдя вокруг Каабы и совершив молитву в два раката позади места Ибрахима, и вместе с ним находились те, кто отделял его от людей” *62..

Кто-то спросил (Абдуллаха): “А зашёл ли посланник Аллаха, , внутрь Каабы?” Он сказал: “Нет”.

Глава 31. О том, кто сказал: “Аллах велик”, обратившись ко всем сторонам Каабы.

753 (1601). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, , вступил в Мекку *63., он отказался входить в Каабу, в которой находились идолы, а потом по его велению их удалили (оттуда вместе) с изображением Ибрахима и Исмаила, держав­ших в руках гадательные стрелы. Посланник Аллаха, , сказал: “Да поразит их *64. Аллах, клянусь Аллахом, ведь им было известно, что они *65. никогда не занимались гаданиями по стрелам!” А потом он вошёл в Каабу и произнёс слова “Аллах велик” /Аллаху акбар/, повернувшись ко всем (её) сторонам и не совершив (там) молитвы.

Глава 32. О том, как было положено начало обычаю ходьбы быстрым шагом /рамаль/ во время обхода Каабы.

754 (1602). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда посланник Аллаха, , со своими сподвижниками прибыл (в Мекку), *66.многобожники стали говорить: “Он является к вам, а (его люди) ослаблены йасрибской *67.лихорадкой”. И тогда пророк, , велел им (при обходе Каабы) пройти первые три круга быстрым шагом, переходя на обычный шаг между двумя углами *68., и только сострадание по отношению к ним помешало ему приказать им пройти быстрым шагом все (семь) кругов.

Глава 33. О прикосновении к Чёрному камню и целовании его в то время, когда прибывающий в Мекку начинает обход, (после чего) он проходит первые три круга быстрым шагом.

755 (1603). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Я видел, что, когда посланник Аллаха, , приезжал в Мекку, в начале обхода он прикасался к Чёрному камню (, после чего) проходил быстрым шагом (первые) три круга из семи”.

Глава 34. Быстрый шаг при обходе во время хаджжа и умры.

756 (1605). Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Нам не было никакой нужды совершать обход быстрым шагом, если не считать того, что мы (хотели сделать это напоказ) многобожникам, которых уже погубил Аллах”.

Затем он сказал: “(Однако) мы не хотим отказываться от того, что делал пророк, ”.

757 (1606). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Я всегда прикасался к двум этим углам *69. (независимо от того,) трудно это было делать или легко, *70.после того, как увидел, что прикасается к ним пророк, ”. *71.

Глава 35. Прикосновение к углу *72. палкой с изогнутым концом.

758 (1607). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Во время прощального паломничества пророк, , совершил обход Каабы, сидя верхом на верблюде и дотронувшись до угла палкой с изогнутым концом”.

Глава 36. Целование Чёрного камня.

759 (1611). Сообщается, что аз-Зубайр бин Араби, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

– Один человек *73.задал Ибн Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, вопрос о прикосновении к Чёрному камню. (В ответ) он сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, , прикасался к нему и целовал его”.(Аз-Зубайр) сказал:

– Я спросил: “А что если там будет слишком много людей? А что если мне не дадут этого сделать?” (На это Ибн Умар) сказал: “Оставь эти «а что если» в Йемене! *74.Я видел, как посланник Аллаха, , дотрагивался до него и целовал его! ”

Глава 37. О том, кто по прибытии в Мекку обходил Каабу, прежде чем отправиться к себе домой.

760 (1614, 1615). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что первым делом по приезде (в Мекку) пророк, , совершил омовение /вуду/, а потом обошёл Каабу (, однако) это не было умрой *75., а потом Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, поступали таким же образом, совершая хаджж.

761 (1616). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Когда посланник Аллаха, , сразу же по приезде (в Мекку) совершал обход Каабы во время хаджжа или умры, он проходил три круга быстрым шагом,а (остальные) четыре - обычным, потом он совершал молитву в два раката, а потом совершал са`й между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва”.

Глава 38. О том, что во время обхода Каабы (разрешается) говорить.

762 (1620). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда во время совершения обхода Каабы пророк, , прошёл мимо какого-то человека, привязавшего свою руку к (руке) другого человека ремешком (или: ...шнуром; или ...чем-то наподобие этого), *76. он собственноручно разорвал (этот ремешок) и сказал: “Веди его за руку”.

Глава 39. Обнажённому не разрешается совершать обход Каабы *77., а многобожнику не разрешается совершать хаджж.

763 (1622). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время предшествовавшего прощальному паломничеству хаджжа, руководить которым посланник Аллаха, , назначил Абу Бакра, *78. да будет доволен им Аллах, в день жертвоприношения (Абу Бакр) послал его *79. в числе других возвестить людям, что начиная со следующего года многобожникам не будет разрешаться совершать хаджж, а обнажённым не будет разрешаться совершать обход Каабы.

Глава 40. О том, кто после первого обхода Каабы (, совершавшегося по приезде в Мекку,) не приближался к ней до посещения Арафата и возвращения (оттуда).

764 (1625). Сообщается, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Прибыв в Мекку, пророк, , cовершил обход Каабы и са`й между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, совершив же этот обход Каабы, он уже не приближался к ней, пока не вернулся с Арафата”.

Глава 41. Снабжение питьевой водой /сикайа/ совершающих хаджж.

765 (1634). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Аль-Аббас бин Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, , разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи (, которые паломники проводят в) Мине, для того чтобы снабжать их водой, *80.и он разрешил ему это”.

766 (1635). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, , подошёл к тому месту, где паломников поили, и попросил воды, аль-Аббас сказал: “О Фадль, *81.сходи к своей матери и принеси посланнику Аллаха,, воды от неё”. (Пророк, ,) сказал: “Напои меня”. (Аль-Аббас) воскликнул: “О посланник Аллаха, они же опускают туда руки!” (Пророк, , снова) сказал: “Напои меня”, (после чего) напился из (общей бадьи). А потом он подошёл к Замзаму, где (находились люди,) поившие (других) водой и работавшие *82. (там), и сказал (им): “Трудитесь, ибо, поистине, вы заняты праведным делом”. А потом он сказал: “Если бы (потом) вас не одолели (другие) *83., я бы и сам спустился вниз, чтобы (обмотать) верёвку вокруг этого *84.“, имея в виду своё плечо и указав на него.

767 (1637). Асим передал, что аш-Ша`би сообщил ему о том, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал ему: “Я напоил посланника Аллаха, , (водой) Замзама, и он выпил её стоя”.

Асим сказал: “Что же касается Икримы, то он клялся, что в это время (пророк, ,) сидел на верблюде”.

Глава 42. Обязательность (ритуального бега /са`й/) между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва.

768 (1643). Сообщается, что `Урва, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

– (Однажды) я обратился к Аише, да будет доволен ею Аллах, с вопросом: “Что ты можешь сказать о словах Аллаха Всевышнего:{Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха *85., и (поэтому) для совершающего хаджж к Дому или умру нет греха в том, чтобы обойти их. А тот, кто по своей воле совершит благое, (пусть не сомневается в том, что,) поистине, Аллах - Благодарный, Знающий} *86.?Клянусь Аллахом, (это можно понять так, что) не будет греха и натом, кто не обойдёт ас-Сафу и аль-Марву”. (В ответ) Аиша,да будет доволен ею Аллах, сказала: “Как плохо то, что ты сказал, о племянник! *87.Если бы твоё толкование (этого аята) было верным, (там было бы сказано): «…нет греха в том, чтобы не обойти их», однако в (этом аяте) имеются в виду ансары, а они, прежде чем стать мусульманами, (совершали хаджж) ради Манат *88. (по прозвищу) «Владычица», которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль *89., (и при этом) тот, кто вступал в состояние ихрама (ради этого идола), считал гре­ховным обходить ас-Сафу и аль-Марву. Когда же они приняли ислам, то спросили посланника Аллаха, , об этом, сказав: «О посланник Аллаха, поистине, мы всегда избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы(как греха)»,и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят (, в котором говорится): {Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха…}”

Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала: “Бегу /са’й/между ними положил начало посланник Аллаха, , и никто не должен отказываться от этого!”

Глава 43. О том, что было сказано относительно ритуального бега /са`й/ между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва.

769 (1644). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Когда посланник Аллаха, , совершал первый обход, он проходил первые три круга быстрым шагом, а (остальные) четыре - обычным, когда же он совершал са`й между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, то пробегал по руслу” *90..

Глава 44. В период месячных женщина может выполнять все обряды хаджжа, кроме обхода Каабы.

770 (1651). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Пророк, , и его сподвижники надели ихрамы для хаджжа, и ни у кого из них, кроме пророка, , и Тальхи не было с собой жертвенного скота. А (потом) из Йемена прибыл Али, у которого также был с собой жертвенный скот, и сказал: “Я надел ихрам с тем же намерением, что и пророк, ”. Затем пророк, , велел своим сподвижникам совершить умру и обход *91.в этих ихрамах, а потом укоротить волосы и полностью выйти из состояния ихрама (, что касалось всех), за исключением тех людей, которые гнали с собой жертвенный скот. (Люди стали) говорить:“(Как же можем) мы отправляться в Мину, едва успев покинуть постели своих жён?!” *92. (Когда) это дошло до пророка, , он сказал:“Если бы я мог вернуться назад (и сделать всё заново), то не стал бы гнать с собой скот, а если бы со мной не было скота, я и сам вышел бы из состояния ихрама”.

Глава 45. Где следует совершать полуденную молитву в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа /йауму-т-тарвийа/?

771 (1653). Сообщается, что Абд аль-`Азиз бин Руфай` сказал:

– (Однажды) я обратился к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, с просьбой, сказав: “Расскажи мне о том, что помнишь ты о пророке, , (а именно):где он совершил полуденную и послеполуденную молитвы в восьмой день зу-ль-хиджжа?” Он сказал: “В Мине”. Я спросил: “А где он со­вершил послеполуденную молитву в день отъезда /йауму-н-нафр/?” *93.Он сказал: “В аль-Абтахе” *94., после чего добавил: “Поступай так же, как поступают твои руководители”.

Глава 46. Пост в день Арафата.

772 (1658). Сообщается, что Умм аль-Фадль, да будет доволен ею Аллах, сказала: “В день (стояния на) Арафате у людей возникли сомнения относительно того, постится пророк, или нет, и тогда я отослала ему питьё, а он выпил его”.

Глава 47. Полуденное перемещение *95. в день Арафата.

773 (1660). Передают, что однажды в день (стояния) на Арафате Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, явился к палатке аль-Хаджжаджа *96., как только солнце стало клониться к закату, и принялся громко кричать. (Услышав этот крик, аль-Хаджжадж,) на котором была большая накидка, окрашенная диким шафраном, вышел наружу и спросил: “Что случилось, о Абу Абд ар-Рахман?” Он сказал: “Отправляйся (к Арафату) *97., если хочешь (следовать) сунне”. (Аль-Хаджжадж) спросил: “В это время?” (Ибн Умар) сказал: “Да”. Он сказал: “Подожди, я полью голову водой *98., а потом выйду”, и (Ибн Умар) спешился (и оставался там), пока аль-Хаджжадж не вышел.

Салим *99. сказал:

– И когда он прошёл между мной и моим отцом, я сказал: “Если хочешь (следовать) сунне, произнеси короткую проповедь и поспеши (к Арафату)”. Тогда он стал смотреть на Абдуллаха *100., а когда Абдуллах заметил это, то сказал: “Он сказал правду”. Что же касается Абд аль-Малика, то он написал аль-Хаджжаджу, чтобы тот ни в чём не перечил Ибн Умару во время хаджжа.

Глава 48. Стояние на Арафате.

774 (1664). Сообщается, что Джубайр бин Мут`им, да будет доволен им Аллах, сказал:

– В день стояния на Арафате у меня потерялся верблюд и я отправился на его поиски, а когда увидел пророка, , стоявшего на Арафате, то сказал (себе): “Клянусь Аллахом, он ведь из числа ахмаситов, *101.так что же он здесь делает?” *102.

Глава 49. Как следует двигаться, покидая Арафат?

775 (1666). Сообщается, что однажды Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах, спросили: “Как двигался посланникАллаха, , возвращаясь с Арафата во время прощального паломничества?” (В ответ) он сказал: “Не быстро и не медленно, но если он находил свободное место, то начинал погонять верблюда сильнее”.

Глава 50. Веление пророка, (людям сохранять) спокойствие во время возвращения с Арафата /ифада/, которое он отдал, подав им при этом знак плетью.

776 (1671). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день стояния на Арафате он возвратился оттуда вместе с пророком, , и что услышав позади себя громкие крики, звук от ударов и верблюжий рёв, пророк, , сделал им знак своей плетью и сказал: “О люди, вам следует сохранять спокойствие, ибо, поистине, благочестие проявляется не в спешке!”

Глава 51. О том, кто ночью заранее отправил (из аль-Муздалифы в Мину) своих слабых домочадцев *103., которые оставались в аль-Муздалифе, взывая к Аллаху, а потом покинули её после того, как луна скрылась из виду.

777 (1679). Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в ночь на десятое зу-ль-хиджжа /ляйляту джам`/ она, да будет доволен ею Аллах, остановилась в аль-Муздалифе, встала на молитву, молилась некоторое время, а потом спросила: “О сынок, *104.скрылась ли уже луна?”

(Абдуллах сказал):

– Я сказал: “Нет”. Тогда она снова стала молиться, а потом спросила: “Скрылась ли уже луна?” Я сказал: “Да”. Тогда онасказала: “Отправляйтесь”, (после чего) мы двинулись в путь и продолжали (идти), пока (не прибыли в Мину, где) она бросила камешки в Джамрат (аль-Акаба), после чего вернулась на своё прежнее место и совершила там утреннюю молитву. После этого я сказал ей: “О госпожа, я думаю, что мы приехали (в Мину) слишком рано”. (В ответ) она сказала: “О сынок, поистине, посланник Аллаха, , разрешил женщинам (делать это)”.

778 (1681). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “(Когда) мы остановились в аль-Муздалифе, Сауда, *105.которая была медлительной женщиной, попросила у пророка, , разрешения покинуть (это место пораньше, чтобы не оказаться) в толпе людей, и он позволил ей это. И она покинула (аль-Муздалифу), прежде чем началось столпотворение, мы же остались там до утра, а потом отправились (в Мину вместе с пророком, ,), и если бы я обратилась к посланнику Аллаха, , с такой же просьбой, как и Сауда, это порадовало бы меня больше всего!” *106.

Глава 52. Когда следует совершать утреннюю молитву на месте сбора /джам`/? *107.

779 (1683). Сообщается, что Абд ар-Рахман бин Йазид, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

– Мы отправились в Мекку вместе с Абдуллахом бин Мас`удом, да будет доволен им Аллах, а когда достигли (аль-Муздалифы), он совершил две молитвы *108., произнося слова азана и икамы для каждой из них отдельно и поужинав между ними. А с первыми проблесками зари он совершил утреннюю молитву, и некоторые говорят, что это было, когда заря уже занялась, другие же утверждают, что до этого. Затем он сказал:“Поистине, посланник Аллаха, , сказал:«Поистине, (время) этих двух молитв – закатной и вечерней – в этом месте сдвигается *109.. Пусть люди не вступают в (аль-Муздалифу) до наступления времени вечерней молитвы, а утреннюю молитву следует совершать в это время».”После этого (Абдуллах бин Мас`уд) оставался там, пока не занялась заря, а потом сказал: “Если повелитель правоверных двинется (в Мину) сейчас, он поступит в соответствии с сунной”. И я не знаю, успел он произнести эти слова или Усман, да будет доволен им Аллах, двинулся с места ещё до этого. (Что же касается Абдуллаха, то) он не прекращал повторять слова тальбийи, пока не начал бросать камешки в Джамрат аль-Акаба в день жертвоприношения.

Глава 53. Когда следует покидать место сбора?

780 (1684). Передают, что Умар, да будет доволен им Аллах, совершил утреннюю молитву на месте сбора, а потом встал и сказал: “Поистине, многобожники не покидали (аль-Муздалифу) до восхода солнца и говорили: “Сабир, *110.озарись!” - что же касается пророка, , то он поступил во­преки им и покинул (аль-Муздалифу) до восхода солнца”.

Глава 54. Езда верхом на верблюде, предназначенном в жертву *111..

781 (1690). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха, , увидел какого-то человека, который гнал своего верблюда, он сказал ему: “Сядь на него верхом”. (Человек) сказал: “Это же жертвенный верблюд!” (Пророк, , снова) сказал: “Сядь на него верхом”. (Человек повторил): “Это же жертвенный верблюд!” - и тогда на третий (или: …на второй) раз (пророк, ,) сказал: “Садись же, горе тебе!”

Глава 55. О том, кто гнал с собой жертвенный скот.

782 (1691). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Во время прощального паломничества посланник Аллаха,, совершил и умру, и хаджж, принеся в жертву скот, который он пригнал с собой из Зу-ль-Хуляйфы. Посланник Аллаха, , начал с того, что вошёл в состояние ихрама для совершения умры и хаджжа, и люди поступили так же. Некоторые из них пригнали скот с собой, другие же скот не гнали, а когда пророк, , прибыл в Мекку, он сказал людям:“Тот из вас, кто пригнал с собой жертвенный скот, не должен делать ничего запретного для него *112. до завершения хаджжа, те же, кто не гнал с собой скот, пусть совершат обход Каабы и (са`й между холмами) ас-Сафа и аль-Марва, укоротят волосы и выйдут из состояния ихрама, а потом пусть снова войдут в него для совершения хаджжа. И пусть тот, кто не сумеет найти животного для жертвоприношения, постится три дня во время хаджжа и ещё семь дней, когда вернётся домой”.

Глава 56. О том, кто пометил свой скот и повязал шеи животных верёвками в Зу-ль-Хуляйфе, после чего надел ихрам.

783 (1694, 1695). Передают со слов аль-Мисвара бин Махрама и Марвана, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , выехал из Медины в сопровождении более тысячи своих сподвижников *113., а когда они достигли Зу-ль-Хуляйфы, пророк, , обвязал шеи своему скоту верёвками и пометил его, после чего вошёл в состояние ихрама для совершения умры.

Глава 57. О том, кто собственноручно повязал шеи жертвенных животных верёвками.

784 (1700). Передают, что, когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, узнала, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Для того, кто посылает свой жертвенный скот (к Каабе), вплоть до жертвоприношения становится запретным всё то, что запрещается совершающему хаджж”, она сказала: “Дело обстоит не так, как говорит Ибн Аббас, ибо я своими руками вила верёвки для жертвенного скота пос­ланника Аллаха, , а потом посланник Аллаха, , собственноручно повязывал ими шеи животных, после чего он отправил их (в Мекку) с моим отцом *114., однако ничто из дозволенного Аллахом не стало запретным для посланника Аллаха, , (в те дни, которые оставались) до жертвоприношения” *115..

Глава 58. Повязывание верёвками шей овец.

(1701, 1702). В другой версии этого хадиса сообщается, что она, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Однажды пророк, , направил (в Мекку) овец”.

В третьей версии этого хадиса сообщается, что она сказала: “Я свивала верёвки для пророка, , а он надел их на шеи овец, после чего жил у себя дома (подобно любому из тех, кто не находился в состоянии ихрама)”.

Глава 59. Верёвки из разноцветной шерсти.

(1705). В четвёртой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: “Я свивала верёвки из разноцветной шерсти, которая у меня была”.

Глава 60. Попоны для жертвенных верблюдов и раздача их в качестве милостыни.

785 (1707). Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха, , велел мне раздать в качестве милостыни попоны и шкуры верблюдов, которых я принёс в жертву”.

Глава 61. Человек приносит в жертву коров за своих жён, не дожидаясь их веления.

786 (1709). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Мы выехали (из Медины) вместе с посланником Аллаха, , за пять дней до конца (месяца) зу-ль-ка`да с единственной целью совершить хаджж, а когда мы приблизились к Мекке, посланник Аллаха, , велел тем, у кого не было с собой жертвенного скота, выйти из состояния ихрама после обхода Каабы и бега между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва *116.”.

(Аиша) сказала:

– А в день жертвоприношения нам принесли мясо коровы. Я спросила: “Что это?”(Мне) ответили: “Посланник Аллаха, , принёс жертву за своих жён”.

Глава 62. Заклание на том месте в Мине, где принёс жертву пророк.

787 (1710). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда приносил жертву на месте жертвоприношения /манхар/. Имеется в виду то место, где совершил жертвоприношение посланник Аллаха, .

Глава 63. Заклание верблюдов со спутанными ногами.

788 (1713). Сообщается, что однажды Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, подошёл к человеку, поставившему на колени своего верблюда, чтобы принести его в жертву, и сказал (ему): “Поставь его на ноги и стреножь (, ибо такова) сунна Мухаммада, ”.

Глава 64. Мяснику не следует давать ничего из (мяса) жертвенных животных.

789 (1716). Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк, , велел мне следить за жертвенными животными и ничего не давать мясникам за убой скота *117.”.

Глава 65. Что можно есть из мяса жертвенных животных и что следует раздать в качестве милостыни.

790 (1719). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Раньше мы ели мясо приносимых нами в жертву верблюдов не более трёх (дней, в течение которых мы находились в) Мине, а потом пророк, , дал нам разрешение (на это), сказав:“Ешьте и запасайтесь” *118.,и мы съели (часть этого мяса), а часть взяли с собой.

Глава 66. Сбривание и укорачивание волос при выходе из состояния ихрама.

791 (1726). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Совершив свой хаджж, посланник Аллаха, , обрил голову”.

792 (1727). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: “О Аллах, помилуй сбривших волосы”. (Люди) сказали:“(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха!” Он (снова) сказал: “О Аллах, помилуй сбривших волосы”. (Люди) сказали:“(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха!” - (и тогда) он сказал: “И укоротивших”.

793 (1728). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: “О Аллах, прости сбривших волосы”. (Люди) сказали:“(Обратись с мольбой) и за укоротивших”. Он (, , снова) сказал: “О Аллах, прости сбривших волосы”. (Люди) сказали:“(Обратись с мольбой) и за укоротивших”. И он повторил это трижды (, после чего) сказал: “И (прости) укоротивших”.

794 (1730). Сообщается, что Му`авийа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я укоротил волосы посланника Аллаха, , с помощью широкого наконечника стрелы” *119..

Глава 67. Бросание камешков в каменные столбы. *120.

795 (1746). Сообщается, что Вабара, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

– (Однажды) я спросил Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: “Когда мне следует бросать камешки в столбы /джимар/?”Он сказал:“Бросай, когда станет бросать твой руководитель”. *121.Я снова задал ему этот вопрос, и он сказал: “Мы ожидали (того момента, когда) солнце начинало клониться к закату, и тогда начинали бросать”. *122.

Глава 68. Бросание камешков в столбы из внутренней части вади.

796 (1747). Передают со слов Абдуллаха Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что после того, как он бросил камешки в столбы из внутренней части вади, кто-то сказал ему: “Поистине, люди бросают в них (камешки) сверху”. *123. Тогда он сказал: “Клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, это - место того, кому была ниспослана сура «Корова», !” *124.

Глава 69. Бросание семи маленьких камешков в столбы.

(1748). Сообщается, что, когда (Абдуллах бин Мас`уд), да будет доволен им Аллах, подошёл к большому столбу, он встал так, что Кааба оказалась слева от него, а Мина – справа, бросил в него семь (маленьких камешков) и сказал: “Так бросал тот, кому была ниспослана сура “Корова”,”.

Глава 70. Бросив камешки в два столба *125., следует встать на ровное место и обратиться лицом к кибле.

797 (1751). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда бросал семь камешков в ближний столб *126., произнося слова “Аллах велик” /Аллаху акбар/ после каждого броска, а затем он продвигался вперёд, пока не выходил на ровное место, становился лицом к кибле и долго стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в средний (столб), после чего сворачивал налево, выходил на ровное место, становился лицом к кибле и долго стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в большой столб из внутренней части вади, не задерживаясь возле него, после чего уходил, и он говорил: “Я видел, что пророк, , поступал так же”.

Глава 71. Прощальный обход /таваф аль-вада`/.

798 (1755). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “(Всем) людям, кроме женщин, у которых начались месячные, было велено, чтобы последним (, что они станут делать перед отъездом из Мекки,) был обход Каабы”.

799 (1756). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, , совершил полуденную, послеполуденную, закатную и вечернюю молитвы, потом поспал некоторое время в аль-Мухассабе *127., а потом верхом отправился к Каабе и совершил обход вокруг неё.

Глава 72. О том случае, когда месячные у женщины начинаются после совершения обхода /таваф аль-ифада/. *128.

800 (1760). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Женщинам, у которых начались месячные, было позволено уезжать (из Мекки), если они совершили обход /таваф аль-ифада/”.

(1761). (Передатчик этого хадиса) сказал:

– И я слышал, как Ибн Умар говорил: “(Женщине) не следует уезжать”, но потом я слышал, как он сказал: “Поистине, пророк, , разрешил им (делать это)”. *129.

Глава 73. Аль-Мухассаб.

801 (1766). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Остановка в аль-Мухассабе не является (обрядом хаджжа), это - только место, где посланник Аллаха, , остановился (во время прощального паломничества)”.

Глава 74. Остановка в долине Зу Тува перед вступлением в Мекку.

802 (1769). Сообщается, что, когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, направлялся (в Мекку), он обычно останавливался на ночлег в (долине) Зу Тува, а наутро вступал (в город), когда же он покидал (Мекку, возвращаясь в Медину), то (снова) проезжал через Зу Тува и проводил там ночь, и он часто упоминал о том, что так же поступал и пророк, .

*1. Брат Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен ими Аллах обоими.

*2. См. примечание к хадисам под №№ 103 и 104.

*3. Имеется в виду такой хаджж, который мусульманин совершил, не преследуя никаких иных целей, кроме снискания благоволения Аллаха, во всём придерживаясь сунны пророка, , и не совершая ничего греховного вообще и запретного для паломников в частности.

*4. Имеются в виду женщины.

*5. Конкретно речь идёт о половых сношениях и обо всём том, что разжигает страсть.

*6. Иначе говоря, ему прощаются все его прежние грехи.

*7. Микатом именуется такое место, по достижении которого паломники облачаются в ихрам и начинают произносить слова тальбийи.

*8. Имеются в виду такие случаи, когда, например, житель Медины направляется в хаджж из Йемена.

*9. То есть для живущих в местах, расположенных между любым данным микатом и Меккой.

*10. Речь идёт о молитве в два раката.

*11. Название места, расположенного на расстоянии около шести миль от Медины.

*12. Для совершения хаджжа или умры.

*13. Известное место, расположенное на расстоянии около шести миль от Медины.

*14. То есть облачись в ихрам и скажи: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хаджж”. Здесь имеется в виду “хаджж аль-киран”.

*15. Населённый пункт, расположенный между Меккой и Таифом.

*16. Имеется в виду “таваф аль-ифада”, то есть обход Каабы, совершаемый паломниками в день жертвоприношения 10 зу-ль-хиджжа.

*17. Это делалось для того, чтобы волосы не мешали паломнику и не опадали с головы, а также с целью защиты от паразитов.

*18. То есть в последний из трёх каменных столбов, в которые паломники бросают мелкие камешки в день жертвоприношения, а также в три последующих дня.

*19. Имеется в виду, что пророк, , обвязал шеи животных разноцветными верёвками.

*20. Таким образом, часть сподвижников пророка, , должна была выйти из состояния ихрама после завершения обрядов умры и снова войти в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения хаджжа. Подобное совмещение хаджжа с умрой называется “хаджж ат-таматту`”.

*21. То есть те из них, которые не гнали с собой жертвенный скот и совершили обход Каабы и са’й.

*22.Для совершения всех необходимых обрядов.

*23. То есть пророка Мусы, мир ему.

*24. Речь идёт о вади аль-Азрак, находящемся на расстоянии одной мили от Мекки.

*25. То есть какой из видов хаджжа ты хотел совершить?

*26. Здесь речь идёт о том периоде, когда Умар, да будет доволен им Аллах, уже был халифом.

*27. То есть не выходить из состояния ихрама в течение всего периода хаджжа, иначе говоря, совершать либо “хаджж аль-киран” (так называется совершение хаджжа и умры, когда паломник не выходит из состояния ихрама вплоть до завершения хаджжа), либо “хаджж муфрад”, то есть хаджж без совершения умры. Такого мнения придерживался лишь Умар, да будет доволен им Аллах.

*28. “Корова”, 196. Речь идёт о месяцах шавваль, зу-ль-ка`да и зу-ль-хиджжа.

*29. Речь идёт не об отказе от совершения хаджжа, а о совершении “хаджж ат-таматту` ”.

*30. Это означало, что гнавшим с собой скот не следовало выходить из состояния ихрама до завершения хаджжа.

*31. Аиша в иносказательной форме сообщает пророку, , что у неё начались месячные.

*32. Имеется в виду, что Аиша должна совершить все обряды умры, а Абд ар-Рахман - сопровождать её.

*33. Подразумевается, что паломники совершили также и са`й. Сама Аиша этот обход не совершила из-за месячных.

*34. Причина была в том, что после завершения всех обрядов хаджжа у жены пророка, Сафиййи начались месячные, в связи с чем она не могла совершить прощальный обход Каабы в один день вместе со всеми.

*35. Здесь имеется в виду не запрет в прямом смысле, а желание добиться того, чтобы они совершали “хаджж аль-ифрад”, который Усман, да будет доволен им Аллах, считал более предпочтительным.

*36. Запретными или же священными месяцами, когда запрещались любые военные действия, были месяцы раджаб, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа и мухаррам (последние три из вышеперечисленных месяцев следовали один за другим). Такой перерыв казался слишком долгим людям, промышлявшим набегами и грабежами, и поэтому они прибегали к подобной уловке, обманывая самих себя, поскольку сафар следует за мухаррамом.

*37. Речь идёт о ранах от поклажи на спинах тех верблюдов, на которых люди добирались до Мекки во время хаджжа.

*38. Имеются в виду либо следы от ран, либо следы верблюдов.

*39. То есть совершить хаджж ат-таматту` с выходом из состояния ихрама после совершения умры.

*40. Во времена джахилийи умра в месяцы хаджжа не совершалась, и это считалось большим грехом.

*41. Иначе говоря, после совершения умры и до начала обрядов хаджжа с человека снимались налагаемые на паломников ограничения.

*42. См. примечание к хадису № 724.

*43. Смысл сказанного в том, что совершение “хаджж ат-таматту`” соответствует сунне пророка, .

*44. То есть за что он хотел одарить тебя?

*45.“Йаум ат-тарвийа” - восьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

*46. То есть совершите вместо хаджжа /хаджж аль-ифрад/, который вы намеревались совершить первоначально, умру, потом выйдите из состояния ихрама, а потом снова наденьте ихрамы и совершите хаджж.

*47. Иначе говоря, уже объявили о своём намерении совершить хаджж.

*48. Другими словами, пока этот скот не будет принесён в жертву.

*49. Имеется в виду тот аят Корана, в котором говорится о совмещении хаджжа и умры. См.: “Корова”, 196.

*50. В комментариях указывается, что здесь имеются в виду Умар, а также Усман, да будет доволен Аллах ими обоими, считавшие “хаджж аль-ифрад” более предпочтительным.

*51. Када и аль-Батха - названия мест, расположенных близ Мекки.

*52. Имеется в виду полукруглая невысокая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Каабы, но не соединяющаяся с ней.

*53. Речь идёт о курайшитах, которые в доисламскую эпоху были хранителями Каабы. В 603 или 605 году ими была предпринята перестройка этого храма.

*54. Дверь Каабы в северо-восточной стене находится на высоте около двух метров над уровнем земли.

*55. То есть если бы не жили они только недавно в эпоху невежества, когда были многобожниками.

*56. Акиль, Талиб, Джа`фар и Али - сыновья Абу Талиба, дяди пророка . Постройки, о которых идёт речь, когда-то принадлежали деду пророка, , Абд аль-Мутталибу, оставившему их в наследство своим сыновьям, в том числе и отцу пророка, , Абдуллаху. Таким образом, часть их должна была перейти по наследству и к пророку, , однако после переселения мусульман в Медину их родственники, остававшиеся многобожниками, присваивали их собственность или продавали её.

*57. Имеется в виду переезд из Мины в Мекку.

*58. Это произойдёт незадолго до Дня воскресения, когда в мире уже не останется людей, исповедующих единобожие.

*59. То есть до 624 года.

*60. Ашура - десятый день месяца мухаррам.

*61. См.: “Пророки”, 96.

*62. То есть те, кто не давал людям проходить перед ним во время молитвы.

*63. Речь идёт о том дне, когда войско мусульман заняло город.

*64. Имеются в виду создатели этих изображений.

*65. То есть ни Ибрахим, ни Исмаил, мир им обоим.

*66. Здесь сообщается о совершении пророком, , умры в 629 году. В это время Мекка ещё находилась под властью идолопоклонников.

*67. Йасриб - доисламское название Медины.

*68. Имеются в виду йеменский угол Каабы и тот её угол, в который вделан Чёрный камень. Проходивших между этими углами мусульман не могли видеть многобожники, стоявшие с другой стороны.

*69. Имеются в виду йеменский угол и тот угол, в который вделан Чёрный камень, точнее говоря сам Чёрный камень.

*70. То есть независимо от количества людей.

*71. Поступать так же желательно при условии непричинения никакого вреда и неудобств другим паломникам.

*72. Здесь подразумевается Чёрный камень.

*73. Здесь аз-Зубайр говорит о самом себе в третьем лице.

*74. Аз-Зубайр был родом из Йемена.

*75. Имеется в виду, что в данном случае пророк, , совершил обход Каабы /таваф аль-кудум/ в знак приветствия.

*76. Возможно, что этот человек не мог передвигаться без посторонней помощи.

*77. См. примечание № 1 к хадису № 224.

*78. Хаджж Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, состоялся в 631 году.

*79. То есть Абу Хурайру.

*80. Снабжение паломников питьевой водой /сикайа/ - одна из почётных обязанностей, которые и в доисламскую эпоху возлагались на представителей различных курайшитских родов.

*81. Фадль - сын аль-Аббаса и двоюродный брат пророка, .

*82. Речь идёт о том, что они черпали воду из источника.

*83. Пророк, , имел в виду, что в этом случае другие люди станут досаждать им просьбами поработать вместо них, следуя его примеру.

*84. То есть чтобы закрепить с помощью этого бадью с водой, которая подавалась наверх.

*85. Имеется в виду, что эти холмы относятся к тем местам, где следует совершать определённые обряды во время хаджжа и умры.

*86. “Корова”, 158.

*87. Урва был сыном Асмы, родной сестры Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.

*88. Манат - видимо, богиня судьбы и смерти, почитавшаяся не только в Аравии, но и в Шаме. В доисламские времена племена аус и хазрадж совершали к её святилищу паломничества, совмещавшиеся с паломничеством к Каабе.

*89. Аль-Мушалляль - гора на пути между Меккой и Мединой, у которой находилось святилище Манат.

*90. В настоящее время этот отрезок пути отмечен зелёными световыми указателями.

*91. Здесь имеется в виду не только обход вокруг Каабы, но и са`й.

*92. В данном случае период полного выхода из состояния ихрама составлял всего лишь двое суток, после чего им снова предстояло надеть ихрамы, но уже для совершения хаджжа.

*93. Здесь речь идёт об отъезде из Мины в тринадцатый день зу-ль-хиджжа.

*94. Название места близ Мины по пути к Мекке.

*95. Имеется в виду перемещение паломников от мечети Намира к Арафату.

*96. Аль-Хаджжадж Ибн Йусуф (ум. в 714 г.) - прославившийся своей жестокостью наместник омеййадского халифа Абд аль-Малика Ибн Марвана (685 - 705) в Ираке и Хиджазе.

*97. Здесь подразумевается то место, где ныне находится мечеть Намира, в которой во время полуденной молитвы проводятся совмещённые полуденная и послеполуденная молитвы, а также хутба.

*98. Имеется в виду совершение полного омовения.

*99. Салим, передавший этот хадис, являлся сыном Ибн Умара и внуком Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими.

*100. Имеется в виду, что аль-Хаджжадж стал смотреть на Абдуллаха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, желая, чтобы тот подтвердил правильность сказанного его сыном.

*101. До возникновения ислама группа племён, объединявшихся по признаку принадлежности к культу Каабы, в том числе и племя курайш, к которому принадлежал и пророк, , носила название “хумс” (единственное число - “ахмас”) - “истовые в вере”; при этом курайшиты считали для себя необязательным посещение Арафата, находящегося за пределами священной территории /харам/ Мекки.

*102. Это имело место ещё до переселения /хиджра/ в Медину. Джубайр, да будет доволен им Аллах, принял ислам после завоевания мусульманами Мекки в 630 году.

*103. Имеются в виду женщины и дети.

*104. Асма, да будет доволен ею Аллах, обращается с этим вопросом к своему вольноотпущеннику Абдуллаху.

*105. Сауда, да будет доволен ею Аллах, - одна из жён пророка, .

*106. Аише, да будет доволен ею Аллах, оказавшейся в огромной толпе людей, пришлось претерпеть немало трудностей.

*107. Иначе говоря, в долине аль-Муздалифа в ночь на десятое зу-ль-хиджжа.

*108. Речь идёт о закатной /магриб/ и вечерней /`иша/ молитвах.

*109. Имеется в виду, что закатная молитва совершается вместе с вечерней позже обычного времени совершения вечерней молитвы.

*110. Сабир - гора, находящаяся слева по ходу на пути в Мину из аль-Муздалифы.

*111. См.: “Хаджж”, 36.

*112. Иначе говоря, не должен выходить из состояния ихрама.

*113. Здесь речь идёт о событиях марта 628 года, когда посланник Аллаха, , хотел совершить умру, но путь к Мекке мусульманам, дошедшим до аль-Худайбийи, преградили курайшиты.

*114. Речь идёт о хаджже, который мусульмане совершили под руководством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 631 году.

*115. Таким образом, если человек отправляет свой скот для жертвоприношения в Мекку, но сам в хаджж не отправляется, ничто запретное для паломников запретным для него не становится.

*116. То есть после совершения умры.

*117. Имеется в виду мясо, но не деньги.

*118. То есть запасайтесь мясом для возвращения домой.

*119. Здесь речь идёт о совершении пророком, , умры в 629 или 630 г.

*120. Эти три столба - малый /аль-джамрат ас-сугра/, средний /аль-джамрат аль-вуста/ и большой /джамрату аль-акаба/ - символизируют собой шайтана, некогда преграждавшего путь Ибрахиму, мир ему, с целью помешать ему выполнить веление Аллаха. Подобно Ибрахиму, бросавшему камешки в шайтана, паломники во время хаджжа бросают мелкие камешки в эти столбы.

*121. Имеется в виду руководитель группы паломников, по примеру которого остальные выполняют обряды хаджжа.

*122. Здесь речь идёт об одиннадцатом и двенадцатом днях месяца зу-ль-хиджжа.

*123. То есть с края вади.

*124. Абдуллах Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что пророк, , бросал камешки в столбы именно из внутренней части вади.

*125. Речь идёт о малом и среднем столбах.

*126. “Аль-джамрат ад-дунйа”. Имеется в виду, что этот столб — он же малый столб - ближе всего расположен к мечети Хайф и с него начинается бросание камешков одиннадцатого зу-ль-хиджжа.

*127. Название равнины между Миной и Меккой. Это место называют также аль-Абтах и Хасба.

*128. Здесь имеется в виду обход Каабы, совершаемый в день жертвоприношения 10-го зу-ль-хиджжа.

*129. То есть покидать Мекку без совершения прощального обхода в подобных случаях.



 
 
 
     
 
Разработка и поддержка сайта
Shukurzade & Company
Islam Network. Baku, Azerbaijan.
© Copyright 2017. Баку, Азербайджан. Все права защищены.

Ислам | Как принять Ислам? | Молитва | Коран | Хадисы | Рамадан | Пророки
 
Молитва Коран Хадисы Хадж Рамадан Пророки От автора Обрашение Бога к иудеям и христианам Коран и наука Главная Обратная связь