Islam on net
Обрашение Бога к иудеям и христианам Коран и наука
Что такое Ислам? Как принять Ислам Молитва Коран Хадисы Хадж Рамадан Пророки От автора Обрашение Бога к иудеям и христианам Коран и наука Islam Network FAQ
 
 
 
Расписание Молитвы
Детские приюты и дома пристарелых
 
Быстрый Переход

Книга частичного омовения

Главы о достоинстве общей молитвы и предстояние на молитве

Совершение Умры

Посещение мечети Пророка Мухаммада

История Сайи между холмами Сафа и Марва

Молитва в 4 раката

Коран по поводу облаков
 
Книга закята    Версия для печати



Глава 1. Обязательность закята.

651 (1395). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда пророк посылал в Йемен Му`аза *1., да будет доволен им Аллах, он сказал ему: “Призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно, если же они подчинятся и этому, уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать садаку, которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа”.
652 (1396). Сообщается, что Абу Аййуб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) один человек попросил пророка: “Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай”. (Люди) стали говорить: “Что с ним, что с ним?” - а пророк сказал: “Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи”.

653 (1397). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку пришёл какой-то бедуин, сказавший ему: “Укажи мне на такое дело, которое поможет мне попасть в рай, если я буду совершать его”. (В ответ посланник Аллаха) сказал: “Поклоняйся Аллаху, (никого и) ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай предписанную молитву, выплачивай обязательный закят и постись в рамадане*2.”. (Бедуин) воскликнул: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!” - а когда он ушёл, пророк сказал: “Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей рая”.

Глава 2. Грех человека, не выплачивающего закят.

654 (1402). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “(В День воскресения) верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими ногами, и овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами”.

(Пророк также) сказал: “И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода”.(Пророк также) сказал:

– И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее*3. и не говорит: “О Мухаммад!”*4. - ибо я скажу: “У меня ничего для тебя нет, ведь я довёл (до твоего сведения послание Аллаха)!” И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: “О Мухаммад!” - ибо я скажу: “У меня ничего для тебя нет, ведь я довёл (до твоего сведения послание Аллаха)!”

655 (1403). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: – В День воскресения богатство, даро­ванное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах*5., который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: “Я – твоё богатство, я – твоё сокровище”.

А потом (пророк) прочитал (следующий аят): И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите. *6.

Глава 3. То, с чего выплачен закят, не является (скрываемым) богатством.

656 (1405). Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Не следует выплачивать садаку (с имущества стоимостью) менее пяти окий*7. (серебра), и не следует выплачивать садаку (со стада, состоящего) менее чем из пяти верблюдов, и не следует выплачивать садаку (с урожая) менее чем в пять васков”.*8.

Глава 4. Милостыня подаётся из благоприобретённого.

657 (1410). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретённого достояния - а Аллах не принимает ничего, кроме благого! - Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы”.

Глава 5. (Следует подавать) милостыню, пока её принимают.

658 (1411). Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как пророк сказал: “Подавайте милостыню, ибо, поистине, настанут для вас такие времена, когда человек будет искать (, кому бы подать) её, но не найдёт никого, кто бы её принял, а тот (, кому он станет предлагать это,) скажет: «Если бы ты принёс (свою милостыню) вчера, я бы принял её, а сегодня я в ней не нуждаюсь».”

659 (1412). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Не настанет Час этот до тех пор, пока не умножится ваше богатство до такой степени (, что вам некуда будет его девать), а обладатель богатства будет озабочен поисками того, кто принял бы от него милостыню, когда же он станет предлагать её, тот, кому он её предложит, скажет: «Я не нуждаюсь (в ней)».”

660 (1413). Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:– (Однажды,) когда я находился у посланника Аллаха к нему пришли двое мужчин, один из которых стал жаловаться на бедность, а другой - на грабежи на дорогах. (Выслушав их,) посланник Аллаха сказал: “Что касается грабежей, то пройдёт совсем немного времени, и караваны смогут отправляться (из Медины) в Мекку без охраны. Что же касается бедности, то, поистине, не наступит Час этот до тех пор, пока каждый из вас не станет повсюду ходить со своей милостыней, но не найдёт того, кто принял бы её от него. А потом каждый из вас обязательно предстанет перед Аллахом, и не будет меж ними ни преграды, ни толмача, который стал бы переводить (слова человека), и Он обязательно спросит (человека): “Разве не даровал Я тебе богатство?” - и тот ответит: “Даровал”. Потом Он обязательно спросит: “Разве не направил Я к тебе посланника?” - и тот ответит: “Направил”, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пламени (ада), и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки финика*9., а если не найдёт и этого, то - с помощью доброго слова!”

661 (1414). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Обязательно настанет для людей такое время, когда человек станет повсюду ходить (, желая подать) милостыню золотом, но не найдёт таких, кто принял бы от него (подаяние). И (в это время) можно будет увидеть одного мужчину, за которым станут следовать сорок женщин, ищущих его защиты, ибо мужчин будет мало, а женщин много”.

Глава 6. Защитите себя от огня хотя бы половинкой финика или небольшим подаянием.

662 (1416). Сообщается, что Абу Мас`уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда посланник Аллаха повелевал нам давать милостыню, мы ходили на рынок и переносили грузы, получая за это по мудду*10. (зерна), а сегодня некоторые из (занимавшихся этим) имеют (и) по сто тысяч*11.”.

663 (1418). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк, . Я рассказала ему (об этом), и он сказал: “Девочки послужат защитой от пламени (ада) тому, кому они были посланы в качестве испытания”.*12.

Глава 7. Какая милостыня является наилучшей?

664 (1419). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один человек, пришедший к пророку спросил: “О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?” Он ответил: “За ту , что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть (, чтобы лишь тогда) сказать: «Такому-то столько, а такому-то столько», тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то”.*13.

Глава 8.

665 (1420). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды некоторые из жён пророка спросили его: “Кто из нас первой присоединится к тебе?”*14. Он ответил: “Та, у которой самые длинные руки”. Тогда они стали измерять длину своих рук с помощью тростинки, и оказалось, что самые длинные руки у Сауды. И только потом мы поняли, что под длиной рук подразумевалась милостыня, так как она*15. первой присоединилась к нему и она (действительно) любила раздавать милостыню.

Глава 9. О том случае, когда милостыню подают богатому, не зная (о том, что он богат).

666 (1421). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал:

– Один человек сказал: “Я обязательно должен подать милостыню!” - (после чего) вышел (из дома) со своей милостыней и (по незнанию) вложил её в руку вору. Наутро люди стали говорить: “Милостыню подали вору!” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе, Я обязательно должен по­дать милостыню!” И он (опять) вышел (из дома), вложив её в руку блуднице, а наутро люди стали говорить: “Этой ночью милостыню подали блуднице!” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе! (Я подал милостыню) блуднице, но я обязательно должен подать её (снова)!” И он (опять) вышел из (дома) со своей милостыней (, на этот раз) подав её богатому человеку, а наутро люди стали говорить: “Милостыню подали богатому!” (Услышав это,) он сказал: “О Аллах, хвала Тебе (, я подал милостыню) вору, блуднице и богачу!” - а после этого некто пришёл к нему*16. и сказал: “Что касается твоего подаяния вору, то, может быть, благодаря этому он (впредь) станет воздерживаться от воровства, что касается блудницы, то, может быть, она откажется от совершения прелюбодеяний, что же касается богатого, то, может быть, он извлечёт из этого урок и станет расходовать то, что даровал ему Аллах (, на пути Аллаха)”.

Глава 10. О том случае, когда человек подал милостыню своему собственному сыну (, не зная об этом).

667 (1422). Сообщается, что Ма`н бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я дал клятву (на верность исламу) посланнику Аллаха (как сделали это) мой отец и мой дед, да будет доволен Аллах ими обоими, и (пророк) сосватал для меня (одну девушку) и женил меня. (Как-то раз) я обратился к нему на суд (в связи с тем, что незадолго до этого) Йазид, мой отец (, пожелавший) раздать милостыню, достал несколько динаров, положил их в мечети около одного человека (, чтобы тот отдал их неимущим), а потом (туда) пришёл я, взял эти деньги и принёс их (своему отцу). Он сказал: “Клянусь Аллахом, не тебе я хотел (отдать их)!”- после чего я и обратился к посланнику Аллаха чтобы он рассудил (наш спор), и он сказал: “Тебе - то, что ты намеревался (получить)*17., о Йазид, а тебе - то, что ты взял, о Ма`н”.

Глава 11. О том, кто велит своему слуге подать милостыню, не подавая её лично.

668 (1425). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Если женщина подаст в качестве милостыни что-нибудь из еды (, которая имеется у) неё дома, не нанося никому ущерба,*18. она получит награду за то, что отдаст, её муж получит награду за то, что он заработал, и такую же награду получит хранитель*19., и награда любого из них никак не уменьшит награды любого другого”.

Глава 12. Лучше всего подавать милостыню от достатка.

669 (1427). Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Высшая рука лучше руки низшей*20.. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом) Аллах избавит (от необходимости во всём прочем)”.

670 (1429). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Однажды посланник Аллаха, (, который произносил проповедь) с минбара, упомянул о милостыне, стремлении к воздержанию*21.и нищенстве и сказал: “Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука – это рука расходующего, а низшая - рука просящего”.

Глава 13. Побуждение подавать милостыню и ходатайствовать (за людей, просящих подаяния).

671 (1432). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда к посланнику Аллаха,, приходил нищий или когда его просили о чём-нибудь, он всегда говорил (нам): “Ходатайствуйте (за просящих),*22. и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка”.

672 (1433). Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

– (Однажды) посланник Аллаха сказал мне: “Не завязывай (свой мех), ибо тогда и для тебя (его) завяжут”.*23.

В другой версии этого хадиса (сообщается, что пророк) сказал: “Не подсчитывай, ибо тогда и Аллах сочтёт для тебя (всё)”.*24.

Глава 14. (Следует подавать) милостыню по мере возможности.

(1434). (Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк) сказал: “Не припрятывай*25., ибо тогда и Аллах спрячет (то, что Он может тебе даровать), а щедро трать (на пути Аллаха) по мере своих возможностей”.

Глава 15. О том, кто подавал милостыню, будучи многобожником, а потом принял ислам.

673 (1436). Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды я) сказал (посланнику Аллаха): “О посланник Аллаха, скажи, полагается ли мне награда за такие дела благочестия как милостыня, освобождение рабов и поддержание родственных связей, которыми я занимался во времена джахилийи?” Пророк сказал: “Ты принял ислам вмес­те со (всеми) благими делами (, совершёнными тобой) прежде”.*26.

Глава 16. Награда слуги, который подаёт милостыню по приказу своего хозяина, не нанося ущерба (его интересам).

674 (1438). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Хранитель (хозяйского добра), являющийся мусульманином и отличающийся верностью, который полностью выполняет (или: …отдаёт…) то, что ему было велено, испытывая при этом добрые чувства и вручая это тому, на кого ему было указано, становится одним из двоих подающих милостыню”.*27.

Глава 17. Слова Аллаха Всевышнего: Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным…*28., (и слова ангела): “О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!”

675 (1442). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал:

– Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!*29.” - а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели!*30.”

Глава 18. Пример дающего милостыню и скупого.

676 (1443). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: “Скупой и расходующий подобны двум людям в джуббах*31. из железа*32. (, покрывающих их тела) от сосков до ключиц. Каждый раз, как расходующий тратит что-нибудь, (его джубба) обязательно становится более обширной /или: …увеличивается/, (и так продолжается) до тех пор, пока она не начинает покрывать кончики его пальцев и стирать его следы.*33. Что же касается скупого, то, когда бы он ни захотел потратить что-нибудь, каждое кольцо (его железной джуббы) обязательно прилипает к своему месту и не расширяется (, несмотря на то, что он старается) расширить его”.

Глава 19. Каждый мусульманин обязан подавать милостыню, а если человек ничего не сможет найти, пусть делает то, что одобряется шариатом /ма`руф/.*34.

(1445). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) пророк сказал: “Каждый мусульманин должен подавать милостыню”. (Люди) спросили: “О пророк Аллаха, а (что делать тому, кто ничего не имеет)?”Он ответил: “Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню (из заработанного)”. (Люди) спросили: “А если он (окажется не в состоянии подавать милостыню и в этом случае)?” Он ответил: “(Тогда ему следует) помочь нуждающемуся, который оказался в беде”. (Люди снова) спросили: “А если он (окажется не в состоянии сделать и этого)?”Он ответил: “Тогда пусть делает одобряемое шариатом и воздерживается от (всего) дурного*35., и это зачтётся ему как садака”.

Глава 20. О том, сколько следует выплачивать закята и сколько можно подавать милостыни?

677 (1446). Сообщается, что Умм Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) Нусайба аль-Ансарийа*36., которой прислали баранины, отослала часть её Аише*37., да будет доволен ею Аллах. Пророк спросил: “Найдётся ли у вас что-нибудь (поесть?” Аиша) ответила: “Нет, если не считать этого мяса, которое прислала Нусайба”. (Пророк) сказал: “Да­вайте, ибо сейчас оно на своём месте”*38..

Глава 21. О дозволенности взимания закята (не наличными деньгами, а) товарами.*39.

678 (1448). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что в своё (время) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему (письмо, в котором изложил то), что Аллах повелел Своему посланнику, . (В этом письме было сказано следующее): “У того, кто в качестве садаки должен отдать годовалую верблюдицу, но не имеет таковой, а имеет двухгодовалую, следует взять её, но при этом сборщику садаки необходимо отдать ему двадцать дирхемов*40.или двух овец. Если же у (выплачивающего закят) нет годовалой верблюдицы, но имеется двухгодовалый верблюд, его можно принять от него, ничего не отдавая ему”.

Глава 22. Не следует объединять (имущество, принадлежащее разным людям), как не следует и разделять то, что находится в совместном владении.

(1450). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что в своё (время) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему (письмо, в котором изложил то), что было вменено в обязанность посланнику Аллаха, . (В этом письме было сказано следующее): “И не следует объединять (имущество, принадлежащее) разным людям, как не следует и разделять то, что находится всовместном владении из опасений (перед тем, что иначе придётся заплатить больше) закята”.*41.

Глава 23. Два совладельца имущества должны выплачивать закят поровну.

(1451). В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал (Анасу, да будет доволен им Аллах, письмо, в котором изложил то), что было вменено в обязанность посланнику Аллаха, . (В этом письме было сказано следующее): “А с того, что принадлежит совладельцам, они должны выплачивать закят поровну”.*42.

Глава 24. Закят с верблюдов.

679 (1452). Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) один бедуин задал посланнику Аллаха вопрос о переселении, и (пророк) сказал: “Да помилует тебя Аллах, поистине, это трудное дело! А есть ли у тебя верблюды, с которых ты выплачиваешь закят?” (Бедуин) сказал: “Да”. Тогда (пророк) сказал: “Так (продолжай) делать это (, даже если будешь жить) за морями, ведь, поистине, Аллах никогда не оставит (незамеченным) ничего из дел твоих!”*43.

Глава 25. О том, случае, когда человек не имеет годовалой верблюдицы, которую ему следует выплатить в качестве закята.

680 (1453). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему (письмо с изложением) предписаний, касающихся закята, выполнять которые Аллах повелел Своему посланнику, . (В этом письме говорилось): “В том случае, когда у человека, который в качестве закята (со стада) верблюдов должен отдать четырёхгодовалую верблюдицу, таковой нет, но есть трёхгодовалая, её следует принять от него (при условии, что) он добавит к этому двух овец, если они у него имеются, или же двадцать дирхемов. Если же человек должен будет отдать в качестве закята трёхгодовалую верблюдицу, но у него есть только четырёхгодовалая, то её (также) следует принять у него (, но в этом случае) сборщик садаки должен отдать ему двадцать дирхемов или же двух овец. В том случае, когда у челове­ка, который в качестве закята (со стада) верблюдов должен отдать трёхгодовалую верблюдицу, таковой нет, но есть двухгодовалая, её следует принять от него (при условии, что) он добавит к этому двух овец или же двадцать дирхемов. Если же человек должен будет отдать в качестве закята двухгодовалую верблюдицу, но у него есть только трёхгодовалая, то её (также) следует принять у него (, но в этом случае) сборщик садаки должен отдать ему двадцать дирхемов или же двух овец. (И, наконец,) в том случае, когда у человека, который в качестве закята (со стада) верблюдов должен отдать двухгодовалую верблюдицу, таковой нет, но есть годовалая, её следует принять от него (при условии, что) он добавит к этому двух овец или же двадцать дирхемов”.

Глава 26. Закят, выплачиваемый овцами.

681 (1454). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, направлял его (для сбора закята) в Бахрейн, он написал для него (нижеследующее):

“С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вот предписание относительно садаки, которую посланник Аллаха обязал (выплачивать) мусульманам по велению Аллаха, отданному Им Его посланнику:

Пусть каждый, у кого потребуют (выплаты) этой садаки в установленных размерах, отдаёт её, а тот, у кого станут требовать больше, отдавать (этого не обязан). Со (стада) из двадцати четырёх и менее верблюдов следует выплачивать закят овцами из расчёта: одна овца с каждых пяти верблюдов. Если (в стаде) от двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, то за них (следует отдать) одну годовалую верблюдицу; если количество их составляет от тридцати шести до сорока пяти, то за них (следует отдать) одну двухгодовалую верблюдицу; если количество их составляет от сорока шести до шестидесяти, то за них (следует отдать) одну зрелую трёхгодовалую верблюдицу; если количество их составляет от шестидесяти одного до семидесяти пяти, то за них (следует отдать) одну четырёхгодовалую верблюдицу; если количество их составляет от семидесяти шести до девяноста, то за них (следует отдать) две двухгодовалые верблюдицы; если количество их составляет от девяносто одного до ста двадцати, то за них (следует отдать) две зрелых трёхгодовалых верблюдицы; если же количество их превышает сто двадцать, то за каждые сорок (верблюдов сверх ста двадцати следует отдать) одну двухгодовалую верблюдицу, а за каждые пятьдесят (верблюдов сверх ста двадцати) – одну трёхгодовалую. В том случае, когда человек владеет только четырьмя верблюдами, он не обязан отдавать с них садаку, если только сам не пожелает этого, если же количество их достигает пяти, то с них (следует отдать в качестве закята одну) овцу.

(Теперь), что касается садаки (, которую следует выплачивать) с овец: если в пасущемся стаде насчитывается от сорока до ста двадцати овец (, то с них взимается одна овца); если (количество их составляет) от ста двадцати одной до двухсот (, то с них взимаются) две овцы; если (количество их составляет) от двухсот одной до трёхсот (, то с них взимаются) три овцы, а если их будет больше трёхсот, то с каждой сотни (взимается) по одной овце. Если в пасущемся стаде (овец, принадлежащем) человеку, будет не сорок овец, а (хотя бы) на одну меньше, то садаку с них отдавать необязательно, если только сам хозяин не пожелает сделать это.

Что касается серебра, то с него взимается одна сороковая часть (его стоимости). В том случае, когда серебра не более ста девяноста (дирхемов),*44.то (закят с них выплачивать) необязательно, если только этого не пожелает тот, кому они принадлежат”.

Глава 27. В качестве садаки взимаются только такие (животные), у которых нет никаких изъянов.

682 (1455). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, записал для него то, что Аллах велел Своему посланнику, : “И не следует брать в качестве садаки ни старых животных, ни (тех, у которых есть) какие-нибудь пороки, ни козлов, если только не пойдёт на это сборщик садаки”.*45.

Глава 28. Не следует брать в качестве садаки такое имущество, которое (наиболее) дорого людям.

683 (1458). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда пророк,, посылал Му`аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он сказал ему: “Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, так пусть же первым, к чему ты призовёшь их, будет поклонение Аллаху; и если они признают Аллаха, сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если они станут выполнять (это), сообщи (этим людям) о том, что Аллах обязал их выплачивать закят с их имущества, который следует отдавать бедным из их числа, если же они подчинятся и этому, то бери с них (закят), однако остерегайся забирать из имущества людей то, что (наиболее) дорого им!”

Глава 29. Закят в пользу родственников.

684 (1461). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из его имущества он любил (рощу) Байруха, находившуюся напротив мечети, куда часто заходил посланник Аллаха где он пил хорошую воду”.

Анас сказал:

– А когда был ниспослан аят (, в котором сказано): Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…*46., Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха и сказал: “О посланник Аллаха, поистине Всеблагой и Всевышний Аллах говорит:Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…, а самым любимым из принадлежащего мне является для меня Байруха, так пусть же она станет садакой ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах”. (На это) посланник Аллаха сказал: “Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова, и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким”. Абу Тальха сказал: “Я сделаю это, о посланник Аллаха”, а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди.

685 (1462). Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

“(Однажды,) в день жертвоприношения (или: …разговения) посланник Аллаха вышел к месту молитвы, покинув которое, стал увещать мужчин и повелевать им давать милостыню. Он сказал: “О люди, подавайте милостыню!” – после чего подошёл к женщинам и сказал: “О женщины, по­давайте милостыню, ибо, поистине, я видел, что вы составляете собой большинство обитателей ада!” Они спросили: “Почему же, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Вы часто проклинаете (людей) и проявляете неблагодарность по отношению к своим мужьям, и из тех, кому недостаёт ума и кто не в состоянии в полной мере выполнять свои религиозные обязанности*47., я не видел никого, кто в большей мере, чем любая из вас, был бы способен заставить благоразумного мужчину утратить разум, о женщины!” Затем (пророк) удалился, а когда он вернулся к себе домой, пришла жена Ибн Мас`уда Зайнаб и попросила разрешения войти к нему. (Ему) сказали: “О посланник Аллаха, это Зайнаб”. Он спросил: “Какая именно?” (Ему) сказали: “Жена Ибн Мас`уда”. Он сказал: “Да, позвольте ей войти”, и её впустили. (Войдя в дом,) она сказала: “О посланник Аллаха, сегодня ты велел подавать милостыню, а у меня были украшения, которые я хотела отдать бедным, но Ибн Мас`уд сказал, что он сам и его дети имеют на это больше прав, чем кто бы то ни было!” (На это) пророк сказал: “Ибн Мас`уд сказал правду: твой муж и твои дети действительно имеют на это больше прав, чем те, кому ты отдала бы это”.

Глава 30. Мусульманин не обязан выплачивать закят со своего коня.

686 (1463). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Мусульманин не обязан платить закят ни со своего коня, ни со своего раба”.

Глава 31. Садака в пользу сирот.

687 (1465). Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды посланник Аллаха cел на минбаре, мы же уселись вокруг него, а потом он сказал: “Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти, так это блеска и украшений мира этого, которые будут вам дарованы!” Один человек спросил: “О посланник Аллаха, а разве благо приносит с со­бой и зло?” - (однако) пророк хранил молчание, и этого человека стали спрашивать: “Что случилось (и почему), ты обращаешься к пророку а он не разговаривает с тобой?” - но потом мы заметили, что ему ниспосылается откровение.

(Абу Са`ид) сказал:

– А (через некоторое время) пророк отёр (с лица) обильный пот и спросил: “Где тот, кто задал вопрос?” - и нам показалось, что он (говорит эти слова с одобрением). Потом он сказал: “Поистине, благо не приносит с собой зла, и, поистине, из (растений,) появляющихся на свет рядом с потоками, (есть такие, которые) убивают (любых животных) или вызывают у них болезни, которые могут погубить их, если только (животное) не наедается до отвала (одного из видов) овощей, а когда бока его раздуваются, оно поворачивается к солнцу,*48. испражняется, мочится и снова начинает жадно есть. Что касается богатства, то, поистине, оно привлекательно и приятно на вкус, и прекрасно поступит обладающий богатством мусульманин, если станет тратить часть его на неимущих, сирот и путников! (Или же пророк сказал нечто подобное) Однако приобретающий богатство незаконно подобен тому, кто ест, но не может насытиться, и (такое богатство) будет свидетельствовать против него в День воскресе­ния!”

Глава 32. Закят в пользу мужа и сирот, находящихся под опекой.

688 (1466). Сообщается, что Зайнаб, жена Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

– (Однажды) я была в мечети и увидела там пророка который сказал: “(О женщины,) подавайте милостыню, даже если вам (придётся пожертвовать для этого) своими украшениями”.

Амр бин аль-Харис*49. сказал: “Что же касается Зайнаб, то она расходовала (свои средства) на Абдуллаха*50.и сирот, находившихся на её попечении”.

Амр бин аль-Харис сказал:
– И она сказала Абдуллаху: “Спроси посланника Аллаха послужит ли для меня заменой милостыни*51.то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении?” (Абдуллах) сказал: “Спроси посланника Аллаха,, сама”.

(Зайнаб сказала):
– И я отправилась к пророку , у дверей (дома) которого встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. (Спустя некоторое время) мимо нас прошёл Билял и (каждая из) нас сказала (ему): “Спроси пророка послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на своего мужа и сирот, находящихся у меня на попечении”. Мы также сказали (Билялу): “Не говори (ему), кто мы”. После этого он вошёл (в дом) и задал ему этот вопрос. (Пророк) cпросил: “Кто (эти женщины)?” (Билял) сказал: “Зайнаб.” (Пророк) спросил: “Какая именно Зайнаб?” (Билял) сказал: “Жена Абдуллаха”. (Тогда пророк) сказал: “Да, и ей (уготованы) две награды: одна за (поддержание связей) с родственниками, а другая за милостыню”.

689 (1467). Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) я спросила (пророка, ): “О посланник Аллаха, полагается ли мне награда за то, что я трачу на детей Абу Саламы,*52.ведь они являются и моими сыновьями?” (В ответ на это) он сказал: “Расходуй (свои деньги) на них, и будет тебе награда за то, что ты на них израсходуешь”.

Глава 33. Слова Аллаха Всевышнего: Милостыня предназначается только для… (освобождения) рабов, и (несостоятельных) должников, и (на дела) на пути Аллаха… *53.“Покаяние”

690 (1468). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха велел (одному человеку собрать) садаку, а (через некоторое время этот человек вернулся и сказал ему): “Ибн Джамиль, Халид бин аль-Валид и Аббас бин Абд аль-Мутталиб отказались (платить закят)”. Тогда пророк сказал: “Что мешает Ибн Джамилю (выплатить закят), ведь он был беден, а Аллах и посланник Его обогатили его? Что касается Халида, то вы несправедливы по отношению к нему, ведь у него имеются доспехи и (прочее) военное снаряжение (для сражений) на пути Аллаха*54.. Что же касается Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, то он является дядей посланника Аллаха, и ему следовало бы (не только выплатить) закят, но и прибавить к нему ещё столько же”*55..

Глава 34. Стремление к воздержанию от просьб.

691 (1469). Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, в конце концов отдав (им) всё (, что у него было). Тогда он сказал: “Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого (, однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности,*56. Аллах приведёт к воздержанности; того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение”.

692 (1470). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, для любого из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на спине (, чтобы продать,) лучше, чем обращаться с просьбами к какому-нибудь че­ловеку, который может дать ему (что-либо), а может и отказать”.

В той версии этого хадиса, которую передают со слов аз-Зубайра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк сказал:

“Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его (от необходимости просить), лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему (что-нибудь), а могут и отказать”.

693 (1472). Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я попросил (что-то) у посланника Аллаха и он дал мне это, потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне (то, что я просил), потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне (то, что я просил), а потом он сказал: “О Хаким, поистине, это имущество (подобно) сладкому плоду: оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его (, подчиняясь желаниям своей) души*57., благословенным оно не станет, и уподобится он (человеку), который ест, но не насыщается. (Запомни, что) высшая рука лучше низшей”.

Хаким сказал:

– Тогда я сказал: “О посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!”

(Сообщается, что) потом*58. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, призывал Хакима к себе (, чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи), однако он отказался принять от него это. А затем с той же целью призывал его к себе Умар, да будет доволен им Аллах, но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда Умар сказал: “О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её”. И после посланника Аллаха Хаким так и не взял ничего ни у кого из людей до самой своей смерти.

Глава 35. О том, кому Аллах даровал что-либо без просьб, тогда как сам он не стремился к этому.

694 (1473). Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Обычно посланник Аллаха всегда давал мне что-нибудь, а я говорил: “Отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня”, (но однажды) он сказал: “Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию и ты не просишь (об этом), бери это, если же (тебе ничего не достанется,) то не стремись к этому!”

Глава 36. О том, кто просит у людей (только) из стремления приумножить (то, что имеет).

695 (1474, 1475). Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: “Человек будет обращаться с просьбами*59. к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице”.

(Пророк) также сказал: “Поистине, в День воскресения солнце приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся за помощью (сначала) к Адаму, потом - к Мусе, а потом - к Мухаммаду.

Глава 37. О пределах (того, что следует считать) богатством.*60.

696 (1476). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Не тот беден (пищи) или одного-двух фиников, нет, беден тот, кто не имеет достаточно средств, которых бы ему хватило, о чём никто не догадывается (и поэтому не) подаёт ему, сам же он не обращается с просьбами к людям*61.”.

Глава 38. Об оценке количества фиников.*62.

697 (1481). Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са`иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Мы принимали участие в походе на Табук вместе с пророком а когда достигли Вади аль-Кура*63., (увидели) какую-то женщину, находившуюся в своём саду. Пророк сказал своим сподвижникам: “(Попробуйте) определить”. Сам же посланник Аллаха предположил, что (урожай с финиковых пальм составит) десять васков*64., а той женщине сказал: “Подсчитай, сколько (фиников) даст (твой сад)”. Когда мы достигли Табука, (пророк) сказал: “Поистине, сегодня ночью поднимется сильный ветер, и поэтому пусть никто не поднимается со своего места, а тот, у кого есть верблюд, пусть стреножит его”. И мы спутали верблюдам ноги, а ночью поднялся такой сильный ветер, что одного человека, поднявшегося со своего места, унесло на гору Тай. (После этого) правитель Айлы прислал в подарок пророку белую мулицу и плащ, записав для него (в договоре сведения о жителях) их области.*65.А когда (пророк) прибыл в Вади аль-Кура (на обратном пути), он спросил у той женщины: “Каков же был урожай с твоего сада?” Она ответила: “Десять васков”,(что соответствовало) предположению посланника Аллаха, . Потом пророк сказал: “Я спешу в Медину, так пусть поторопится тот, кто (хочет ехать) со мной”. Когда (пророк) увидел Медину, он воскликнул: “А вот и Таба!”*66. - а увидев (го­ру) Ухуд, сказал: “Эта горка любит нас, и мы любим её. Не сообщить ли вам о лучших среди ансаров?” Мы сказали: “Да”. (Тогда) он сказал: “(Это –) род бану ан-наджжар, затем - род бану абд аль-ашхаль, а затем - род бану са`ида или род бану аль-харис бин аль-хазрадж, и в каждом из родов ансаров (есть благо)”.

Глава 39. О десятине,*67. которую следует взимать с земель, орошаемых дождевой или проточной водой.

698 (1483). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: “(С тех земель), которые орошаются дождями, водой подземных источников или иным естественным путём*68., (следует взимать) десятину, а с (земель, требующих) искусственного орошения, – половину того”.

Глава 40. О том, что взимать закят финиками следует во время сбора урожая, и о том, можно ли позволять ребёнку брать финики, предназначенные для садаки?

699 (1485). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Финики посланнику Аллаха всегда приносили во время сбора урожая. Их приносил то один, то другой (человек), пока рядом с (пророком) не набиралась целая куча (плодов. Однажды) аль-Хасан и аль-Хусайн*69., да будет доволен Аллах ими обоими, принялись играть этими финиками и кто-то из них взял один финик, положив его себе в рот. Тогда посланник Аллаха посмотрел на него, достал (этот финик) у него изо рта и сказал: “Разве ты не знаешь, что члены семьи Мухаммада*70. не едят (того, что предназначено для) садаки?”

Глава 41. Может ли человек покупать то, что он отдал в качестве закята? Нет ничего дурного в том, чтобы отданное человеком в качестве закята купил кто-нибудь другой.

700 (1490). Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) я отдал (одному человеку, намеревавшемуся принять участие в войне) на пути Аллаха, коня, однако он не следил за ним должным образом. Тогда я захотел купить (этого коня), решив, что он (согласится) продать его недорого. И я спросил совета у пророка который сказал: “Не покупай его и не бери назад свою садаку, даже если он отдаст её тебе за один дирхем, ибо берущий назад свою садаку подобен поедающему собственную блевотину!”

Глава 42. Садака в пользу вольноотпущенниц жён пророка.

701 (1492). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Однажды) пророк увидевший издохшую овцу, которая досталась вольноотпущеннице (его жены) Маймуны в качестве садаки, спросил: “Разве вы не использовали её шкуру?” (Люди) сказали: “Она же подохла!” (Тогда) он сказал: “Запрещается только есть её”.

Глава 43. О превращении садаки.

702 (1495). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда пророку принесли мясо, которое Барира*71. получила в качестве садаки, он сказал: “Для неё (это мясо) является садакой, а для нас – подарком”.*72.

Глава 44. Закят следует брать с богатых (мусульман) и отдавать бедным там, где они находятся.

703 (1496). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, посылая в Йемен Му`аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха сказал (ему): “Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, и когда ты явишься к ним, призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, сообщи (этим людям), что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если они подчинятся тебе в этом, сообщи им, что Аллах обязал их (выплачивать) садаку, которую следует брать с богатых среди них и отдавать бедным из их числа. Если же они подчинятся тебе и в этом, то ни в коем случае не бери из имущества людей того, что (наиболее) дорого им, и бойся проклятий притесняемого, ибо, поистине, нет преграды, отделяющей (его мольбы) от Аллаха!”

Глава 45. Молитва имама и его мольба за того, кто даёт садаку.

704 (1497). Сообщается, что Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда кто-нибудь из людей доставлял пророку свою садаку, он всегда говорил: “О Аллах, благослови семью такого-то!” И когда свою садаку ему доставил мой отец, он (тоже) сказал: “О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!”

Глава 46. О том, что извлекается из моря.

705 (1498). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк сказал: “Один человек из числа сынов Исраиля попросил другого одолжить ему тысячу динаров, и тот дал ему (эти деньги). После этого (должник) вышел в море (, а когда подошёл срок плате­жа), он не сумел найти корабля, и тогда он взял доску, выдолбил в ней углубление, вложил туда тысячу динаров и бросил её в море. (А через некоторое время) человек, одолживший ему (деньги), вышел (на берег моря), увидел эту доску и взял её на топливо для своей семьи”. Далее (пророк продолжил свой) рассказ (и сказал)*73.: “А когда (этот человек) распилил (доску), он обнаружил эти деньги”.

Глава 47. О выплате пятой части (стоимости найденного) клада.

706 (1499). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Не выплачивается возмещение за (раненого или убитого) животным, упавшего в колодец или (пострадавшего) в руднике, а с клада следует выплатить пятую часть”.

Глава 48. О словах Аллаха Всевышнего: Милостыня предназначается только для …тех, кто занимается (её сбором)… *74., и о том, что имаму следует проверять сборщиков садаки.

707 (1500). Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са`иди, да будет доволен им Аллах, сказал: “Для сбора садаки с племени бану суляйм посланник Аллаха назначил одного человека из племени аль-асд, которого звали Ибн аль-Лютбиййа, и когда тот являлся (к нему), он требовал с него отчёта”.

Глава 49. Собственноручное клеймение имамом верблюдов (, доставленных) в качестве закята.

708 (1502). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда я принёс Абдуллаха бин Абу Тальху к посланнику Аллаха чтобы он сделал ему тахник,*75.я застал его с тавром в руке, которым он клеймил верблюдов (, доставленных) в качестве садаки”.

*1. Му`аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был послан в Йемен для распространения ислама, а также в качестве судьи /кади/ в 631 или 632 году.

*2. Хаджж также относится к числу столпов ислама, о чём говорится в соответствующих аятах Корана (см.: “Семейство Имрана”, 97) и других хадисах (см. хадис № 8 настоящего сборника).

*3. Имеется в виду такая овца, с которой человек не уплатил положенного закята.

*4. То есть пусть такой человек не просит меня о заступничестве.

*5. В комментариях указывается, что здесь могут иметься в виду не чёрные пятна на глазах, а две ядовитые железы во рту.

*6. “Семейство Имрана”, 180.

*7. Окийа - мера веса, равная 37,44 гр.

*8. Один васк равняется 252,342 литра или же 194,3 килограмма пшеницы.

*9. То есть с помощью хотя бы самого незначительного подаяния.

*10. Мудд - мера объёма чуть больше литра.

*11. Неизвестно, что именно имеется в виду — мудды, дирхемы или динары.

*12. Речь идёт о том, что если человек, которому Аллах пошлёт испытание, возложив на него бремя забот о девочках, будет заботиться о них должным образом, то наградой за это ему послужит спасение от огня.

*13. Имеется в виду, что имущество человека, который вскоре умрёт, по шариату должно быть разделено между его наследниками таким образом, чтобы каждый из них получил известную его часть, и этой частью завещатель уже не вправе распоряжаться.

*14. То есть умрёт после тебя первой.

*15. Здесь имеется в виду жена пророка Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, умершая первой из его жён после его смерти в период правления Умара (634 - 644).

*16. Имеется в виду, что он увидел это во сне.

*17. То есть тебя не обойдёт та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным.

*18. Имеется в виду, что, если семья женщины ограничена в средствах, ей не следует раздавать слишком много еды.

*19. Имеется в виду слуга, в ведении которого находится кладовая и который собственноручно подал милостыню.

*20. То есть рука дающего милостыню лучше руки берущего её.

*21. В данном случае имеется в виду необходимость стараться воздерживаться от обращений к людям с просьбами об оказании материальной помощи.

*22. Здесь подразумеваются не только просящие подаяния, но и вообще все те, кто обращается со своими нуждами к влиятельным лицам и за кого можно обратиться с ходатайством об оказании помощи. С другой стороны, пророк запрещал обращаться с ходатайствами в тех случаях, когда человек совершал преступление, требующее наказания в соответствии с установлениями шариата /хадд/. Таким наказаниям виновных следует подвергать неукоснительно.

*23. Смысл слов пророка состоит в следующем: не отказывай в оказании помощи нуждающимся, запасаясь тем, что превышает меру необходимого, так как, если ты пожалеешь потратить что-нибудь ради Аллаха, Аллах лишит тебя твоего удела или в значительной мере сократит его.

*24. Это значит, что не следует отказывать в милостыне, опасаясь лишиться своего достояния, так как именно скупость и становится основной причиной того, что человек лишается милостей Аллаха.

*25. То есть не старайся запастись.

*26. Это значит: ты получишь свою награду за дела, совершённые тобой в то время, когда ты был идолопоклонником. Необходимо отметить, что слова пророка который сказал: “Аслямта ` аля ма саляфа мин хайр”, можно трактовать и, соответственно, переводить по-разному. Так, например, эту фразу можно перевести следующим образом: “Ты принял ислам благодаря тем благим делам, которые были совершены (тобой) прежде”. Здесь выстраивается уже иная логическая цепочка: ты совершал дела, считающиеся благими и в исламе, в силу своей врождённой предрасположенности к ним, которой тебя наделил Аллах, в конце концов указавший тебе путь к исламу в качестве награды за это.

*27. Иначе говоря, получит за это такую же награду, как и хозяин, по приказу которого он оделил просителя.

*28. См. “Ночь”, 5 - 10.

*29. Имеется в виду, естественно, расходование средств на благие дела, иначе говоря, на всё то, что является обязательным или рекомендуемым по шариату.

*30. Эти слова можно понимать и как пожелание того, чтобы скупец лишился накопленного им, и как пожелание гибели ему самому.

*31. Джубба - верхняя мужская одежда наподобие длинной рубахи.

*32. Таким образом, имеется в виду нечто вроде железных кольчуг.

*33. То есть волочиться за ним по земле. Здесь подразумевается, что края этой джуббы стирают всевозможные мелкие прегрешения человека.

*34. Имеется в виду всё вменяемое в обязанность и рекомендуемое шариатом.

*35. Подразумевается всё то, что запрещается или не рекомендуется шариатом.

*36. Нусайба аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, это и есть Умм Атыййа, которая в данном случае говорит о себе в третьем лице.

*37. Точнее говоря, Нусайба отдала часть этого мяса в качестве подаяния вольноотпущеннице Аиши, да будет доволен ею Аллах, Барире, которая подарила часть его Аише.

*38. Пророку было запрещено прикасаться к садаке, но поскольку выяснилось, что мясо, первоначально являвшееся подаянием, впоследствии было подарено, иначе говоря, стало дозволенным для него, он и произнёс эти слова.

*39. К категории товаров относился также и скот.

*40. Серебряная монета весом в 3,5 грамма.

*41. Так, например, если один человек имеет от сорока до ста двадцати овец, он должен отдать в качестве закята одну овцу. Если же у троих людей будет по сорок овец, но они объявят их собственностью одного человека, тогда с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.

*42. Имеется в виду, что доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.

*43. Имеется в виду, что при условии соблюдения всех установлений ислама, в том числе и выплаты закята, награда человека не обойдёт его стороной и не станет меньше независимо от того, где он будет жить.

*44. Примерно 640 граммов.

*45. Иначе говоря, если он не найдёт ничего лучшего.

*46. “Семейство Имрана”, 92.

*47. См. хадис № 193.

*48. Чтобы разогреться и благодаря этому побыстрее освободиться от содержимого своего желудка.

*49. Один из передатчиков этого хадиса.

*50. То есть на своего мужа.

*51. Имеется в виду обязательный закят.

*52. Абу Салама - прежний муж Умм Саламы, после смерти которого она вышла замуж за пророка, .

*53. В данном аяте перечислены категории людей, имеющих право на получение помощи из средств, собранных в качестве закята.

*54. Имеется в виду, что Халид, да будет доволен им Аллах, истратил средства, предназначенные для закята, на приобретение военного снаряжения.

*55. Последние слова пророка следует понимать как побуждение к проявлению щедрости, а не как возложение обязанности выплаты закята в двойном размере.

*56. То есть к тому, чтобы ни о чём не просить у людей, а довольствоваться тем, что имеет.

*57. Иначе говоря, только из алчности.

*58. То есть после смерти пророка и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

*59. Речь идёт о тех, кого не вынуждает к этому необходимость, поскольку они обладают средствами, достаточными для поддержания жизни.

*60. То есть о том минимуме средств, обладая которым человек уже не имеет права просить о чём-нибудь других.

*61. Иначе говоря, истинно бедным и имеющим право на подаяние является не такой человек, который обращается с просьбами к людям, а тот, кто, несмотря на свою бедность, воздерживается от обращений с просьбами к другим.

*62. Речь идёт о том, что для определения размера закята разрешается оценивать предполагаемый урожай ещё не собранных фиников.

*63. Название древнего поселения на полпути между Мединой и границами Шама.

*64. Один васк состоит из шестидесяти са`; в одном са` чуть больше трёх килограммов.

*65. Речь идёт о визите в Табук епископа портового города Айла, расположенного на северном побережье Красного моря, Йуханны (Иоанна), заключившего с пророком мирный договор, согласно которому жители города облагались подушной податью /джизйа/ в один динар в год с каждого взрослого мужчины, получая взамен гарантии покровительства /зимма/ со стороны Аллаха и Его посланника, безопасности и свободы отправления своего культа. Договор такого рода между мусульманами и иноверцами был заключён в Табуке впервые в истории ислама, что впоследствии получило повсеместное распространение на подвластных мусульманам территориях.

*66. Таба - один из многочисленных эпитетов Медины.

*67. Имеется в виду десятая часть урожая, которую следует выплачивать в качестве закята.

*68. Например, речной водой, талыми водами, водой из потоков, наполняющих собой вади после дождя, и так далее.

*69. Внуки пророка, .

*70.Имеются в виду члены рода бану хашим.

*71. Барира – вольноотпущенница жены пророка Аиши, да будет доволен ею Аллах.

*72. Это означало, что членам семьи пророка не возбранялось есть это мясо.

*73.В комментариях указывается, что большая часть рассказа пророка здесь не приводится.

*74. “Покаяние”, 60.

*75. То есть для того, чтобы пророк разжевал финик, а потом положил младенцу в рот немного образовавшейся кашицы, тем самым благословив его. Тахник — общепринятый в исламе обычай /сунна/. Для совершения тахника предпочтительно использовать финики, которые в случае их отсутствия заменяются чем-нибудь сладким.


 
 
 
     
 
Разработка и поддержка сайта
Shukurzade & Company
Islam Network. Baku, Azerbaijan.
© Copyright 2017. Баку, Азербайджан. Все права защищены.

Ислам | Как принять Ислам? | Молитва | Коран | Хадисы | Рамадан | Пророки
 
Молитва Коран Хадисы Хадж Рамадан Пророки От автора Обрашение Бога к иудеям и христианам Коран и наука Главная Обратная связь